Сложный, кропотливый труд, требующий большого мастерства. Процесс изготовления любого украшения начинается с идеи: сначала разрабатывают дизайн, рисуют и корректируют эскиз, создают 3D-модель будущего изделия. Когда утверждены все детали, начинается производство.
На ювелирных предприятиях художники работают в тесном контакте с технологами, ведь далеко не всегда есть реальная возможность создать то, что красиво выглядит на эскизе. К сожалению, технологические возможности ювелирного дела не безграничны.
Филигрань
Вы слышали слово «филигранный» и всегда ассоциировали его в значении «особо тщательный» и «внимательный к мелочам». Вы совершенно правы.
Филигрань — это ювелирная техника, с помощью которой специалисты создают узоры из тонкой серебряной или золотой проволоки. Филигранные узоры могут быть в виде елочек, веревочек, плетения и других узоров. Эта ювелирная работа выполняется под микроскопом.
У термина «филигрань» латинские корни. Он происходит от слов filum — «нить» и granum — «зерно». Также есть исконно русский аналог — ювелирная техника скань. Это слово пошло от древнерусского «съкати», что означает «скручивать» или «свивать».
Филигрань встречается как в ювелирных украшениях, так и в шкатулках, вазах и даже на эфесах древних мечей.
Если увидите на ювелирном изделии подобный узор, знайте — это филигрань.
Ювелирные техники
Во все времена ювелирные украшения являлись предметом роскоши. Одним из первых металлов, открытых человеком, было золото. Оно привлекало внимание древних людей ярким желтым цветом и легкостью обработки. Мастера Древнего Египта, используя примитивные инструменты, создавали из этого драгоценного металла настоящие произведения искусства.
Достижения современной науки и развитие ювелирной техники позволяют сегодня улучшить природный внешний вид драгоценного и полудрагоценного камня. Специальные процессы обработки способны придать камням нужный цвет, чистоту, прочность, а также повысить их ценность и сделать пригодными для дальнейшего использования в ювелирных изделиях.
В настоящее время существует множество видов ювелирных техник, широко применяемых для изготовления и декорирования изделий. Самой распространенной техникой, используемой практически на всех предприятиях ювелирной промышленности, является штамповка, благодаря которой создаются изделия сложной формы.
Техника точного литья используется для изготовления как объемных, так и легковесных украшений, которые завоевали особую популярность в наши дни. Для отделки ювелирных украшений применяется алмазное фрезерование, с помощью которого создаются различные орнаментальные композиции.
По-настоящему подчеркнуть красоту и привлекательность камня может только высококвалифицированный мастер-ювелир, обладающий творческой фантазией.
Основными способами обработки драгоценных камней является огранка и полировка. Благодаря огранке, камень получает определенную форму, начинает светиться новыми яркими и чистыми красками. В результате полировки самоцветы приобретают гладкую поверхность и зеркальный блеск, у них усиливается четкость природного рисунка.
Уникальные технологии и современное оборудование позволяет работать с любыми видами драгоценных камней, создавая при этом качественные ювелирные изделия высокого уровня.
На нашем сайте www.jevel.ru можно найти всю интересующую вас информацию о ювелирных изделиях, узнать о материалах и инструментах, используемых при их изготовлении. Сайт представляет подробное описание всех технологических процессов, новых ювелирных техник, применяемых при создании украшений. Заглянув в ювелирную социальную сеть, вы ознакомитесь с интересными фактами, касающимися ювелирного искусства, узнаете, как рождается ювелирное изделие, и как самому с помощью нехитрых приспособлений можно его создать.
Алмазная огранка
Это современная техника обработки драгоценных металлов. Ее принцип заключается в том, что золото и серебро под особым углом обрабатывают специальные резцы на разной глубине. После нанесения алмазной грани на украшении получаются тончайшие узоры, которые сверкают при любом свете, будто настоящие бриллианты.
Финифть
Слово имеет греческие корни и означает «смешиваю». В ювелирных изделиях финифть — это создание рисунков на эмали. Ювелирная эмаль не обычная. Она состоит из прозрачных или непрозрачных свинцовых стекол, которыми покрывают изделия.
Финифть используется на крестиках, образах святых, иконах и других подобных предметах. Это отличная декорация, которая обеспечивает ювелирным изделиям долговечность.
Именно благодаря финифти иконы хранятся так долго, что по прошествии сотен лет сохраняют первозданные качества и становятся антикварными.
Знаменитые мастера
Уникальные «лучи», «ячменные колосья», «зигзаги» и «муаровые переливы» гильошировки создаются благодаря особому чутью мастера. В отличие от обычной гравировки, где рука ювелира ведет резец по поверхности изделия, гильоше требует перемещения и самой детали относительно резца — мастер делает это движением большого пальца.
Безусловно, достичь совершенства в подобной технике удавалось немногим. До великого Фаберже в России технику гильоширования освоила ювелирная , с 1916 года работающая в Стокгольме как официальный поставщик драгоценностей Его Королевского Величества.
Выдающимся гильошировщиком был Михаил Евлампиевич Перхин. Его мастерство тем более удивительно, что Михаил Евлампиевич был крестьянином и самоучкой. Именно Михаилу Перхину мы обязаны непревзойденными Императорскими Пасхальными яйцами: он отвечал за их создание вплоть до своей смерти, на каждом стоит клеймо мастера «М.П.».
Йохан Бенцингер — знаменитый мастер из Пфорцхайма (Германия), городка, ставшего мировым центром гильоширного промысла. Его называют живой иконой гильоширования. Он обучался у лучших мастеров гравировки, а ручное мастерство гильош освоил самостоятельно. Йохан — декоратор часового ателье Grieb & Benzinger, выпускающего уникальную продукцию для коллекционеров. Он работает на старинных гильошировочных машинах, самая новая из которых выпущена в 50-е годы XX века, сам их чинит и реставрирует.
Сергей Иванович Квашнин — полный кавалер ордена Карла Фаберже, заместитель председателя наградного комитета Международного Мемориального фонда Карла Фаберже и, среди прочего, выдающийся мастер гильошировки.
Сергей Иванович — автор оригинальных граверных и гильошировочных станков, запатентованных в Роспатенте. Его станки позволяют делать более 100 000 узоров гильоша — в несколько тысяч раз больше, чем у великого Фаберже. Мастерство основателя дает возможность ювелирному дому «Квашнин» воплощать любые мечты заказчиков. Нам под силу создавать и коллекционные шедевры, и просто красивые вещи для повседневного использования.
Проникнувшись очарованием этой техники, вы непременно захотите получить аксессуар с гильошированной поверхностью. Посетив наш каталог, вы с легкостью подберете подарок себе или близкому человеку. А подписка на новые статьи в нашем блоге позволят вам быть в курсе новинок ювелирного рынка.
comments powered by HyperComments
Чернение
Само слово «чернение» уже описывает процесс и результат художественной техники. Она заключается в том, что специальную смесь (чернь) наносят на рельеф ювелирного изделия.
В итоге получается эффект, создающий контраст между цветом драгоценного сплава и черной массой внутри него. Чернение придает ювелирному изделию особенную красоту и защищает украшение от химических воздействий.
Самый популярный металл для чернения — серебро. Иногда ювелиры также чернят золото, но с остальными драгоценными металлами такую обработку не проводят.
Искусство, проверенное веками
Гильоширование зародилось в Средние века. Именно тогда мастера с помощью гравировального станка стали наносить на вращающуюся или плоскую заготовку узоры из волнообразных линий, расположенных в определенной геометрической последовательности. Медленно, линия за линией, создавались тончайшие кружевные переплетения штрихов.
Искусство гильоше достигло пика популярности в XVII-XVIII веках, когда созданием узоров на металле увлекались даже королевские особы.
Ведущий вклад в развитие токарно-копировальных станков на Руси внёс русский самородок, личный токарь Петра Первого, Андрей Нартов. Его станки остались в политехническом музее в Москве и их принципы работы практически не изменились за прошедшее время.
Каждая эпоха добавляла в технологию что-то новое. Совершенствовался не только станок для гравировки, но и тонкости нанесения узора.
В XIX веке интерес к гильошировке вырос с новой силой. Это произошло благодаря революционному на тот момент открытию Карла Фаберже — нанесению эмали на гильошированный фон.
Обучаясь в Европе, маэстро Фаберже очень заинтересовался гильошировочными станкам и привез себе такой же. В работе на нем он достиг величайшего мастерства и поражал современников разнообразием рисунков и оттенков эмали.
Фирма Фаберже выполняла свыше 200 вариантов гильоша, используя более 150 оттенков цветов, тогда как другие ювелиры могли украсить свои творения лишь несколькими, самыми простыми, цветами. Знаменитые пасхальные яйца и рамки для фотографий Фаберже до сих пор поражают тончайшей игрой оттенков, совершенством мельчайших деталей.
Узоры гильошировки настолько сложны и неповторимы, что исторически используются как один из видов защиты денежных купюр. Что, к сожалению, в советское время привело к полному запрету его использования в других отраслях и эти станки разрабатывались только мастерами-самородками.
К концу века стремительное развитие технологий и конвейерное производство стало вытеснять ручные ремесла. Это коснулось и техники гильоше.
Интересным фактом является то, что к концу XVII века станки для нанесения узоров гильоше были практически у всех обеспеченных людей. В высшем свете считалось достаточно модным украшать шкатулки уникальными узорами самостоятельно. Занимались таким искусством не только мужчины, но и женщины. Сама королева Виктория считала достойным делом скоротать вечер за токарным станком и собственноручно украсить компас или зеркальце.
Гравирование
Гравировка — это нанесение на ювелирное изделие рисунка, орнамента или надписи. Результат гравировки всегда рельефный. Одна часть рисунка имеет углубление, а другая — выпуклая.
Раньше каждый ювелир наносил гравировку с помощью специальных резцов. Эта работа была долгой и сложной. Микроскопы несколько упростили процесс, но не до совершенства.
Сейчас все крупные ювелирные компании делают 3D-гравировку. Суть ее в следующем. Дизайнеры передают программистам рисунок, который хотят видеть на изображении. Разработчики пишут специальную программу, благодаря которой лазеры наносят нужный рисунок в считанные секунды.
Можно бесконечно долго говорить о том, что ручная гравировка выполнена с душой, но согласитесь: программа в любом случае наносит грани с максимальной точностью. В итоге вы носите ювелирное украшение с идеальной гравировкой.
Как создаётся ювелирное изделие: от эскиза до конечного продукта
Рассматривая украшения в витринах ювелирных магазинов, задумывались ли вы о том, какой путь проделывает каждое изделие, прежде чем оказаться в продаже? Сегодня мы рассказываем о работе тех, кто создаёт ювелирные изделия – поделимся «кухней» процесса и по очереди опишем все этапы, связанные с производством: от эскиза на бумаге до непосредственной реализации.
Мудборд коллекции и создание эскиза
Работа над ювелирной коллекцией начинается с выбора актуальной темы и источника вдохновения. Перед созданием эскизов дизайнер, как правило, составляет мудборд — визуальное представление настроения коллекции. В мудборд обычно входят графические изображения и фотографии, необходимые для отражения настроения и тематики будущей коллекции. Далее — создание эскиза. На бумаге идея художника приобретает реальные контуры. Дизайнер разрабатывает сразу несколько версий одного украшения, которые могут отличаться элементами дизайна, вставками, вариантами застёжек и другими деталями. Из всех представленных версий изделия выбирается одна — лучшая с точки зрения эстетики и функциональности.
3D-моделирование и мастер-модель
По предложенному художником эскизу в графическом редакторе (самый распространённый инструмент в ювелирной среде – Rhinoceros) строится трёхмерная модель изделия. Благодаря работе 3D-модельера, двухмерные наброски художника приобретают объем и форму. Такой специалист по 3D-моделированию обладает компетенциями не только компьютерного проектировщика, но и дизайнера и технолога, а это значит, что он учитывает детали и технологические особенности будущих изделий. Иногда 3D-дизайнер работает непосредственно в паре с технологом с производства, что позволяет предварительно оценить все характеристики будущего изделия и внести поправки в дизайн, прежде чем украшение обретет свою конечную форму. 3D-модель должна быть спроектирована таким образом, чтобы ювелирному производству было удобно с ней работать. Если 3D-модель выполнена технически верно, в дальнейшем процессе производства сложностей с самим изделием уже не возникнет. В то же время неправильно выполненная 3D-модель может оказаться абсолютно непригодной в условиях производства, или же реализованный по такой модели заказ может повысить себестоимость изделия в несколько раз.
Созданную в графическом редакторе модель печатают на 3D-принтере специальным полимером или воском. Эту мягкую на ощупь модель заливают жидким гипсом и помещают в печь. При высокой температуре гипс застывает, образовывая полость в виде формы модели, а воск или полимер вытекает через оставленное отверстие. Далее в эту полость заливают жидкий металл (как правило, латунь), где он со временем остывает. Так получается мастер-модель изделия. Готовое металлическое изделие дорабатывается вручную до эталона для всех будущих изделий. Важно заметить, что, например, для каждого размера кольца или для каждого отдельного элемента украшения создается своя мастер-модель. Если уже после получения мастер-модели у неё обнаруживаются значительные недостатки при проектировании, на этом этапе процесс возвращается к доработке 3D-модели.
Изготовление пресс-формы
Следующий этап — это создание пресс-формы, которая позволяет максимально ускорить и упростить процесс производства, поставив его на поток. Сырьём для пресс-форм являются резиновые смеси, поэтому в профессиональной среде пресс-формы называют просто «резинками». Уже готовую мастер-модель заключают в эту пластичную массу, затем помещают в вулканизационный пресс и прогревают 5 минут, после чего в течение 40 минут вулканизируют при высоком давлении и температуре около 140-150°С. В это время напоминающая пластилин масса затвердевает до состояния резины. После этого резчики особыми инструментами аккуратно разрезают пресс-форму и вынимают мастер-модель, оставившую в резине объёмный отпечаток. Теперь изделие может выпускаться в любых объёмах. Все изделия, изготовленные с помощью такой резинки, будут выглядеть одинаково. Простые изделия, без сложных составных частей, можно изготовить с помощью одной резинки, в то время как изделия более сложного дизайна, как правило, требуют использование нескольких резиновых пресс-форм (для каждой детали изделия создается своя резинка). Стоит отметить, что резинки не вечны, однако имея мастер-модель, всегда можно изготовить новую пресс-форму. Изготовление пресс-формы завершает этапы подготовки к производству.
Восковки, «восковые ёлки» и гипсовая формомасса
На этом этапе производства ювелирные изделия приобретают вполне реальную, хоть и восковую форму, которая потом становится своеобразным трафаретом для литья из металла. Работа по изготовлению восковых моделей начинается с технического задания, в котором указывается количество необходимых изделий и размерный ряд. С помощью специального оборудования (инжектора) расплавленный воск впрыскивается в пресс-форму. Для того чтобы воск быстрее застывал, пресс-формы обязательно должны быть холодными. Поэтому по мере нагревания резинок восковщик кладёт их в морозильную камеру для охлаждения. Готовые восковки вместе с нарядом сдаются на проверку в отдел качества. Прошедшие контроль качества восковки присоединяются к восковому стержню. В результате получается восковое дерево — заготовка для отливки в металле, по форме напоминающая ёлку. На восковых ёлках изделия сгруппированы по металлам: одна ёлка — изделия из серебра, вторая — из золота и т.д. Далее всю эту восковую конструкцию заливают гипсом, после чего отправляют в печь для создания литейной формы. При высокой температуре воск вытекает, а остатки его выгорают, образуя полую гипсовою форму внутри. Именно эту форму будут использовать для литья. Основная задача этого этапа — получить одну максимально вместительную по количеству изделий гипсовую форму для литья.
Литье
В зависимости от необходимого металла, литейщик на ювелирном производстве готовит сплав для заливки, смешивая чистый металл (в случае с нашими украшениями — это серебро) с лигатурой — смесью металлов (как правило это медь, никель, цинк, но могут быть и другие). Компоненты расплавляются вместе, тщательно перемешиваются для достижения равномерности содержания и выливаются в подготовленную заранее гипсовую форму. Смесь остывает, гипсовую форму раскалывают, остатки гипса размывают струёй воды и достают уже готовую ёлку в металле. Литые восковые ёлки разбираются на элементы, изделия отсоединяются и поступают на обработку. Оставшийся стержень с литниками (металлическими стержнями, к которым были прикреплены изделия) идёт на переплавку.
Галтовка и монтировка
Следующий шаг — галтовка. Суть этого метода обработки заключается в полировке изделий путём перемешивания в специальном барабане с абразивом, где находятся керамические частицы в виде иголок, шариков, пирамидок. После галтовки поверхность украшений становится более гладкой и плотной.
Основная часть изделий дорабатывается вручную. Монтировка, доработка и подгонка деталей — кропотливое занятие, требующее внимательности. От качества монтировки в ювелирном производстве зависит прочность будущего ювелирного украшения. После этого изделия вручную полируются до блеска.
Пробирование изделий
После галтовки и монтировки все ювелирные изделия отправляются в пробирную инспекцию. В пробирной инспекции изделия проходят анализ на соответствие пробы ГОСТу. Если заявленная проба подтверждается, на изделиях ставится специальное пробирное клеймо и именник производства. Согласно закону, проба в обязательном порядке ставится на все изделия из драгоценных металлов. Единственное исключение сделано для серебра: если вес серебряного изделия меньше трёх грамм, то проба ставится по желанию.
Гальваническое покрытие и родирование
В дальнейшем, те изделия, в дизайне которых предусмотрена позолота, покрываются тонким слоем золота (в наших серебряных изделиях мы используем цвет 750-ой пробы) с помощью электрического тока и гальванической ванны. Серебряные изделия без позолоты проходят родирование по той же технологии. Происходит это посредством электрохимической реакции, при которой на металле изделий, погружённых в ванну со специальным раствором, осаждаются частицы наносимого металла.
Родий — один из самых редких металлов платиновой группы. Благодаря высокой прочности, стойкости к температурному воздействию, а также к влиянию кислот и других агрессивных сред, родий используют в качестве защитного покрытия украшений из серебра и белого золота. Кроме того, родий гипоаллергенен и не вызывает раздражений и покраснений. Наши серебряные изделия проходят обязательный процесс гальванического родирования, которое защищает металл от естественного потемнения и царапин и придаёт красивый блеск. Стоит отметить, что гальваническое золочение и родирование никак не влияют на пробу изделия, именно поэтому этот этап следует за пробированием.
Закрепка камней
Финальный этап производства — это закрепка камней, которые предварительно отбираются для каждого ювелирного изделия. Существует два вида закрепки — использование клея или закрепка самим металлом. Независимо от выбранного вида, на данном этапе особенно важна аккуратность и точность выполнения работы: закрепщик должен установить камни в пазы, прикрепив их так, чтобы они не могли выпасть при ношении. Органическое происхождение янтаря, мягкость материала, а также наличие включений и пузырьков воздуха делают процесс работы с камнем крайне трудоемким. Закрепщик, работающий с янтарём, должен обладать исключительными знаниями о физических свойствах камня, чтобы избежать возникновения сколов и трещин.
Создание цельной и самодостаточной ювелирной коллекции — сложный и многоступенчатый процесс, в котором все стадии тесно связаны между собой. Особенно важным считается 3D-моделирование — именно от этого этапа напрямую зависит, насколько простой и быстрой будет непосредственная реализации заказа на производстве. В среднем подготовительные этапы производства занимают около месяца, и столько же непосредственная реализация заказа на мануфактуре.
Среди всех ювелирных изделий наиболее дорогостоящим считается производство серёжек. По сути, в розничную цену должна закладываться стоимость производства сразу двух изделий, поэтому расчет адекватной затратам рыночной стоимости — непростой вопрос. Одним из самых сложных также считается создание колец, и не только с точки зрения производства (на каждый размер нужна отдельная мастер-модель и, соответственно, отдельные резинки), но и из-за расчета дальнейшей реализации продукции — при заказе нужно обязательно учитывать спрос на тот или иной размер колец.
Стоит отметить, что описанный выше процесс относится только к созданию монолитных ювелирных изделий (колец, браслетов, кулонов, серёжек). Такие элементы украшения как цепочки, застёжки и другие виды фурнитуры закупаются на ювелирных производствах отдельно, как правило, у других компаний, которые специализируются на плетении цепочек и создании соединительных элементов к ним.
Конечно, описанная выше модель производства не единственная, однако именно она считается наиболее пригодной при промышленных масштабах.
Родирование
Родирование — это нанесение на изделие тончайшего слоя драгоценного металла родия. Эта процедура нужна для придания украшению твердости и особо яркого белого цвета. Вы ведь помните, что золото и серебро — мягкие металлы?
Родий — прочный металл с поразительной отражательной способностью. Он держит блеск намного дольше золота и серебра, поэтому стоит в разы дороже.
Никогда не путайте благородный родий с радиоактивным химическим элементом радием. Родий — безопасный и очень дорогой металл!
Мокуме Гане
Мокуме Гане — художественная техника, пришедшая к нам из Японии 18 века. Техника заключается в придании ювелирному изделию древесной структуры. Профессионалы достигают такого эффекта путем наложения друг на друга разных по цвету драгоценных металлов и меди. В итоге получается изделие, которое нельзя создать из обычного металла.