При создании ювелирных изделий мастера используются большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.
Предлагаем поподробнее узнать разных ювелирных техниках и их истории.
Филигрань и скань
Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)
Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).
Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.
Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар | Флешка, оформленная в технике филиграни |
Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.
Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный . Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.
Скань, филигрань, зернь
.
Термин «филигрань» — более древний; он произошел от двух латинских слов «филюм» — нить и «гранум» — зерно. Термин «скань» — русского происхождения. Он берет свое начало от древнеславянского глагола «съкати» — ссучивать, свивать, сучить. Оба термина как бы раскрывают технологическую сущность этого искусства.Термин «филигрань» сочетает в себе названия двух основных первичных элементов, из которых производятся филигранные изделия, — это проволока и мелкие шарики, дополняющие проволочный узор. Ажурная филигрань — обработка, при которой узор, состоящий из элементов, выполненных из проволоки, спаивают только между собой, без фона, образуя как бы кружево из металла, а применяемую в этом случае зернь напаивают на это кружево
Кроме сученой скани для филиграни применяют и гладкую вальцованную (или просто круглую) проволоку, так называемую гладь, которая в сочетании со сканью значительно обогащает рисунок.
Шнуры для филиграни различают по толщине и рисунку. Их готовят различными приемами. Простейший шкур вьют так же, как скань, из двух, но более толстых проволок, но не вальцуют, и в своем сечении он остается круглым. Более сложные по структуре шнуры сучат из трех или четырех проволок. Интересный рисунок приобретает шнур, если, свитый из двух проволок, он складывается вдвое и вновь сучится; при этом он становится плотным и сложным по структуре. Если же повторно свивать шнурок в обратную сторону, то он становится более рыхлым и оригинальным по рисунку. Этот вид шнурка придает особую красоту и богатство композиции. Своеобразный характер приобретает шнур, свитый из двух проволок различной толщины.
Одним из очень красивых элементов сканных работ является «зернь» (мелкие шарики). Она значительно дополняет и обогащает линейный рисунок, выполненный из проволоки, и напоминает жемчужные обнизи в шитье.
В прошлом каждое изделие — от заготовки проволоки и до окончательной пайки и монтировки делал один высококвалифицированный мастер-филигранщик, причем он обычно являлся и создателем-художником, автором изделия.
Чтобы придать изделию особую выразительность, а заодно и предохранить его от воздействия внешней среды, на него наносят защитную пленку. Например, медное изделие из просечной жести можно декорировать серной печенью. Патинирующий раствор наносят на крупное изделие кистью, а мелкое опускают непосредственно в раствор.
.Готовое изделие – будь то ювелирное украшение, скульптурная отливка, чеканный рельеф или посуда, имеющая утилитарное назначение – обязательно на завершающем этапе подвергается декоративной отделке. Она не только улучшает внешний нид предмета, но и защищает его от коррозии. Хорошо отделанное изделие приятно взять в руки. Оно гигиенично, так как с него легко удаляются всевозможные загрязнений. На протяжении многих столетий мастера изобретали все новые и новые способы отделки металла. Они научились шлифовать и полировать поверхность изделий из металла, придавать ей при необходимости шероховатую фактуру, окрашивать. Существует множество рецептов нанесения тончайших защитных пленок самых разнообразных цветов. В средние века фактура и окраска металла имели глубоко символическое значение. Это учитывалось при выполнении на металле всевозможных гербов. Так, «геральдическим» считалось вороненое железо, отполированное до зеркального блеска серебро и золото с канфаренной поверхностью, образованной мельчайшими точечными углублениями.
. Отшлифованное металлическое изделие полируется с помощью специальных полировальных паст, в которые могут входить мел, известь, доломит, окиси хрома, алюминия, железа.
Для полировки металла в быту довольно часто применяют мел или зубной порошок, смоченный водой. Хорошую полировальную пасту легко приготовить из зубногопорошка, смешав его с нашатырным спиртом до образования сметанообразной массы. Особенно хорошо полируются такой пастой медь и ее сплавы – латунь и бронза.
К концу лета, в августе, где-нибудь у калитки сада для сельского жителя была уже припасена готовая природная паста. Достаточно было сорвать гроздь-другую спелых ягод красной бузины и натереть ее соком самовар или какую-либо другую медную посуду, чтобы загорелась, засияла медная поверхность множеством бликов. Кстати, красную бузину сажали поблизости от дома еще и потому, что се спелыми сочными плодами можно было при случае хорошо отмыть руки от всевозможных красителей, особенно растительного происхождения.Еще в глубокой древности для полирования металла и камня мастера использовали различные высушенные травы, среди которых особо популярны были и остаются ими по сей день взморник и хвощ. Взморник собирают на берегу моря после отливов, и он доступен только жителям прибрежных районов. Различные виды хвоща можно встретить во всех уголках нашей страны: в лесу, в поле, в низких болотистых местах. В лесу в тенистых местах в изобилии встречается хвощ зимующий, на лугах и полях как сорняк растет хвощ полевой, в сырых местах встречаются большие заросли приречного хвоща. Вес эти виды растений можно с успехом применять для полирования, так как во всех их частях содержатся мельчайшие частицы кремния. Но больше других кремнием богат так называемый хвощ зимующий, растущий в лесу. Траву срезают серпом, ножом или ножницами и сушат на солнце. Полировать можно сухой или слегка увлажненной травой. Иногда части засушенного растения наклеивают на бумагу и пользуются ею так же, как и шлифовальной шкуркой.
Многообразны техники, которыми владели старые ювелиры Средней Азии и которыми до сих пор владеют в некоторых племенах Афганистана. Они используют литье, ковку, чеканку, тиснение – басменную технику, чернь, ажурную и накладную филигрань, эмаль, зернь, просечную резьбу, перегородчатую инкрустацию, позолоту и серебрение. Литье для изготовления изделий из драгметаллов применяли редко, так как массивных вещей делали мало.
Автор-Александр Емельяненко
литература- А.Д. Столяров, М.Т. Демина и др. «Техника художественной эмали, чеканки и ковки» М. «высшая школа» 1986
живой журнал
Опубликовано по материалам:
- Фахреттинова Д.А. Ювелирное искусство Узбекистана. Ташкент. Издательство лит. и искусства. 1988. — 204с.
.
Зернь
Пуговицы XVII–XVIII века. Серебро, филигрань, позолота, зернь. Фото: Российский этнографический музей | Кольцо, украшенное в технике зернь |
В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть. Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.
Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.
Скань и зернь
Серебряная сканная сухарница. Москва, 1819 г.
Филигрань (от латинского filum – проволока) или скань (от русского «скать» – свивать) представляет собой украшение из тонких золотых или серебряных гладких, накрененных (рифленых) проволок, которые сворачиваются в спирали, усики, решеточки и припаиваются к предмету. Скань делают из чистого золота или серебра, которые из-за отсутствия примесей мягки и способны вытягиваться в очень тонкие проволоки. Особое предпочтение отдавали филиграни из серебра, золотая филигрань встречается реже. Дешевые сканные изделия делали также из красномедной проволоки и затем золотили или серебрили. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, неподвижно укрепленной в тисках или в волочильном станке. Так как отверстия постепенно уменьшаются по диаметру, проволока становится после каждого прохождения тоньше. При этом приходится неоднократно отжигать проволоку, чтобы не порвать ее, и смазывать ее заостренный кончик маслом или воском, чтобы он легко входил в отверстия. Для получения самой тонкой проволоки употребляются медные кружочки со вставленным в центре просверленным алмазом или сапфиром, через отверстие в котором протягивается проволока.
Коробочка для пряностей серебряной филиграни. Прага, 1830 г.
При изготовлении сканных изделий применяется гладкая проволока, пропущенная через вальцы, превращающая ее в ленточку или проволока, круто свитая в веревочку из двух или трех нитей при помощи сучильного станка, приводящегося в движение палкой или смычком. Применение проволоки различной толщины и чередование гладкой и ссученной в веревочки проволоки дает мастеру возможность вносить большое разнообразие в сканные узоры. Если сканный орнамент делается на металлическом фоне, то на поверхность металла наносится рисунок, по которому щипчиками выгибают и раскладывают отрезки гладкой и свитой в веревочки скани, обмазывая при этом каждую частичку клеем (столярным или ацетоновым) и прикрепляя ее таким образом к металлу. Когда весь рисунок выложен, мастер плотно окручивает пластинку с набранными сканными узорами тончайшей железной проволокой. Это делается для того, чтобы при дальнейшей работе наклеенная скань не сдвинулась с места, и не сбился рисунок. Набранную на пластинку и закрепленную проволокой скань смачивают водой, посыпают легкоплавким серебряным припоем, смешанным с бурой, кладут кусок древесного угля или асбеста (или слюды), которые не сгорают при пайке, и напаивают скань при помощи паяльной трубки. При изготовлении ажурной скани рисунок делается на бумаге, к которой приклеивают отдельные деталисканных узоров, и, посыпав припоем, паяют обычным способом. Бумага сгорает, а сканные завитки спаиваются между собой. В древнейшие времена проволока для скани была не волоченая, а кованная – ее ковали мелкими отрезками, которые при надобности спаивали между собой. В Xвеке волоченая скань была уже хорошо известна на Руси.
Зернь или гранулирование (от латинского granum – зернышко) – способ украшения, который заключается в напаивании на предмет золотых или серебряных зернышек (золото – на золото, серебро – на серебро). Эта техника увеличивает игру светотени на изделии и способствует созданию живописного эффекта. Часто зернью оживляли сканные изделия. Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему сканному орнаменту, окаймляет части предмета полосами, располагается в виде сетки, ромба, треугольников, образует рельефные пирамидки и грозди. Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства. Для того, чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен, прежде всего, нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки. Для ускорения этого процесса мастер наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким способом равные по размеру не сомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени паяльной лампы. Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле и застывают в виде шариков. Зернь можно получить и иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на кустке угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. Шарики зерни приклеивают в соответствующих местах в орнаменте, посыпают припоем и напаивают, часто положив при этом под шарики сканные колечки.
При изготовлении скани и украшения ее зернью одним из важнейших является вопрос о припое. На древних изделиях он почти не заметен – будто невидимый клей скрепляет детали орнамента с поверхностью изделия. Это, несомненно, является большим достоинством. Вопрос состава этого припоя долго занимал ученых и в 1952 году в результате опытов Ф.Я. Мишуковым утерянные секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт.
Ложная скань и зернь. Изготовление изделий, декорированных зернью и сканью, требовало большого искусства от мастеров и занимало много времени. Ремесленники XII-XIII вв. упрощали, ускоряли и удешевляли процесс изготовления украшений, отливая в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получались литые вещи, сходные с украшенными зернью и сканью, но со слегка смазанным, нечетким рисунком.
В начало раздела «Ювелирные изделия»>>>
Чернение
Серебряное кольцо с чернением | Браслет из черненого серебра |
Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.
Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.
Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.
Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной.