Стиль Модерн ч.5. Ювелирные изделия в стиле модерн


Модерн — парадокс ювелирного искусства

В конце XIXвека в ювелирном мире возник новый стиль – «Модерн», который сразу же покорил мир, поразив всех свой яркостью, образностью и декоративностью. Для этого стиля характерны сочетание символики и драмы, основными мотивами являются мифологические персонажи, только именно в той вариации, в какой видят их ювелиры. Женщина, блистающая в украшениях стиля модерн – это яркая, изысканная, роскошная и роковая женщина, которую называют Femme Fatale.

«Модерн», без сомнения, отмечает символизм уходящего века, новую роль женщины в обществе, а так же те изменения, которые произошли за последнее столетие. Конец XIX века считается очень сложным в истории периодом, что не могло не найти своего отражения в ювелирном обществе. Европу преследуют потрясения как экономические, так и политические, и на этом рубеже веков и родилось новое направление «Модерн».

Как родиной стиля Art Deco можно считать Англию, так и родиной нового «Модерна» можно считать Францию и Россию. Этот стиль получил расцвет одновременно сразу в двух вышеперечисленных странах, однако в России наряду с новым стилем продолжает развиваться и характерный национальный стиль. Французские же ювелиры стали искать вдохновение не в родной культуре, а в странах востока, и прежде всего – Японии. Получилось комбинирование сразу нескольких культур, поэтому «Модерн» и называют парадоксом ювелирного искусства.

Среди российских имен необходимо упомянуть Сазикова, Овчинникова и Хлебникова, ведь именно русские ювелиры заявили о себе во весь голос, потряся ювелирными украшениями весь мир. В 1851 году на Лондонской выставке Игнатий Сазиков представил потрясающее серебряное изделие, которое сочетало элементы модерна и исконные русские сюжеты. После этой выставки компания Сазикова стала получать заказы со всего мира.

В ювелирном мире Россия стала восприниматься не просто серьезно, страну назвали духовным центром нового направления. Однако отдавать все лавры периода «Модерна» только России не правильно, Франция составляла успешную конкуренцию нашей стране. Эпоху «Модерна» описывают как «прекрасную эпоху буржуазии», где ювелирные украшения являлись символом богатства, благополучия и достатка.

Считается, что основным источником стиля модерн стало увлечение ботаникой, в период с 1896 года по 1900 год Эжен Грассе опубликовал ряд своих работ под названием «Растение и его использование для орнаментов». Еще одним направлением стиля «Модерн» стало японское искусство, в 1878 году на Международной парижской выставке японская графика покорила ювелиров, дав начало новому направлению в рамках модерна. Французские ювелиры и дизайнеры активно использовали японские идеи, однако получалось при этом истинно французское творение.

Французский историк и ювелир Анри Вевер считал японское влияние на французских ювелиров столь существенным, что посвятил ему несколько страниц в своей книге «Французские ювелирные украшения XIX века». Можно долго сравнивать российский и французский стиль мышления эпохи «Модерн», однако существует одно несомненное различие: французы обратили свое внимание на Японию и соединили две культуры. Российские же мастера – ювелиры создали отдельное ответвление стиля «Модерн» — национальную ветвь, которая до сих пор покоряет мир своей самобытностью.

Несмотря на то, что стиль «Модерн» ассоциируется, прежде всего, с роскошью и вечерними нарядами, ювелирные украшения конца XIXвека перестали быть привилегией только состоятельного сословия. Ювелиры стали создавать не просто штампы, подчиняясь капризам богатых людей, а творить истинные шедевры, которые обладали индивидуальностью и вкусом. В ювелирных украшениях «Модерна» прослеживались плавные, текучие, ассиметричные формы, утонченные очертания, мистический колорит.

Если сначала основным мотивом «Модерна» стали флористические темы, то впоследствии стали использоваться мифические мотивы, женские силуэты, природные мотивы, такие, как морская волна. Женский образ получил широкое распространение, однако использовались не просто силуэты, а определенные части тела: лебединая женская шея, точеная ножка, идеальное лицо…

В заключение остановимся на основных характеристиках стиля. Идея: русский национальный колорит и Японская культура. Материал: любой. Мотивы: флористические, мифические, женский образ. Форма: плавные линии, ассиметрия, утонченность.

Готический стиль


Серебряное колье от VaeNoxx (vaenoxx.deviantart.com)
Появившееся в Средние века готическое направление в архитектуре сразу же отразилось и на ювелирных украшениях. Изделия приобрели символизм, стали массивными, рельефными. Стала проявлять себя игра на контрастах — красные камни и черненое серебро, черные камни и золото.

Сегодня готический стиль имеет множество интерпретаций. Многие считают его сугубо молодежным, хотя это совершенно не так. Некоторые украшения действительно востребованы исключительно представителями субкультур — «вампирские» кольца, черепа с бриллиантами, кресты. Но есть и более «мягкие» направления: готический ренессанс, украшения в контрастном стиле.

Реклама — Продолжение ниже

Классический стиль (классицизм)


Диадема из золота с бриллиантами, жемчугом и эмалью, XVIII—XIX вв.
Стиль пришел на смену рококо. Роскошь и излишняя вычурность стала утомлять людей, они хотели более простых и понятных форм. Так, во второй половине XVIII века зародился классический стиль. Основные черты — античные орнаменты, четкость линий, геометрические узоры, полная симметрия.

Стиль просуществовал всего несколько десятилетий, но оставил видимый след в ювелирном деле. Сдержанный декор, целостность форм, простые линии — все это популярно и сегодня. Кольцо в классическом стиле было гладким либо с ненавязчивым растительным или геометричным узором, часто с одним крупным камнем. Уже к началу XIX века украшения стали утрачивать характерные классицизму черты и вновь стали более пышными и роскошными. Однако именно из украшений периода классицизма родились современные классические ювелирные изделия.

Стиль бохо


Украшения в стиле бохо. Фото: 7colorz.com
Стиль появился в 60-х годах XX века во времена хиппи с их свободным стилем жизни. Его черты: простота, натуральность материалов, многослойность, пастельные природные оттенки. В бохо-украшениях чаще используются поделочные камни, дерево и серебро. Самобытность, этничность видна в каждом изделии.

Стиль хай-тек


Кольца Etienne Perret из керамики с внешним слоем из золота, кобальта и хрома
Современный стиль хай-тек родился во второй половине XX века на основе глобальных изменений, произошедших с человечеством: ускорение ритма жизни, появление новых технологий. На первое место в украшениях выходит форма, а не материал изготовления и декор. Становятся популярными простые, четкие линии, никаких излишеств. Здесь сочетается несочетаемое: кожа и бриллианты разных форм огранки, пластик и шелк, оргстекло и золото разных цветов.

Несмотря на свою лаконичность, украшения в стиле хай-тек могут быть настолько оригинальными и неожиданными, что не каждый решится надеть их.

Стиль ар-деко


Кольцо в стиле ар-деко с бриллиантами и изумрудами. Фото: romanovrussia.com
Мастера начала XX века отходят от модерна, делая свои творения более простыми, четкими, геометричными. После Первой мировой войны людям требовался праздник, и ювелиры отразили его в своих творениях: украшения в стиле ар-деко приобрели яркость, блеск, на первое место вышел камень.

Реклама — Продолжение ниже

В 20-е годы стиль из Франции попал в США и многие страны Европы. Модницы полюбили новые модели украшений в стиле ар-деко: «брошь-кисть», длинные серьги, массивные браслеты, броши с замком-клипсой. Изделия имели четкие геометрические линии, крупные элементы, минимум завитков и мелкого декора, большие драгоценные или поделочные камни.

Роскошным калейдоскопом таких украшений можно полюбоваться в популярном фильме «Великий Гэтсби». Официальным «поставщиком» украшений для картины стал бренд Tiffany & Co. Впрочем, стиль ар деко остается в чести у многих известных брендов. Коллекцию, посвященную блеску 20-х выпускали и Harry Winston. Любовь к этому стилю выражала Sabine G. И как не упомянуть безупречную Acte V от Louis Vuitton с их сияющими бриллиантами и зеркально отполированного оникса.

Стиль барокко


Броши в стиле барокко от Pierre Bex
«Отцом» стиля барокко считается великий скульптор Микеланджело. Основные черты этого направления — обилие элементов, яркие цвета, линии, перетекающие друг в друга — нашли отражение и в украшениях.

Европа XVII—XVIII вв.ека переживала потрясения. Уставшие от напряженной ситуации граждане желали хоть как-то отвлечься. И вот ювелиры начинают изготавливать первые ажурные броши, пряжки с обилием жемчуга, который, кстати, использовали и в костюмах. Кстати, в России есть и своя знаменитая ажурная техника — скань (она же — филигрань), зародившаяся в X—XII вв.еках.

В стиле барокко практически исчезли подвески, популярные ранее. На смену им пришли новые модели украшений — многоярусные браслеты, серьги «канделябры», перстни с «секретами».

Реклама — Продолжение ниже

Стиль рококо


Браслет из позолоченного серебра от Tom Binns
В начале XVIII века, когда в Японии развивалось уникальная техника работы с металлом «мокуме гане», во Франции верховодил стиль рококо. Он имеет схожие черты со стилем барокко, но украшения рококо более плавные и асимметричные. Появляются новые элементы — завитки, округлости. Само название стиля происходит от слова «rocaille» — орнамент, повторяющий завиток раковины.

К середине XVIII века стиль распространился по городам Европы. Дамам и кавалерам тех времен приглянулись утонченно-грациозные украшения, легкие, витиеватые. Ровные ленты в декоре стали закрученными, листья — тонкими и изогнутыми, лепестки в бутонах — пышными.

Авангардный стиль


Колье Licoroso от Sarah Angold
Во второй половине XX века появляется новый стиль — авангард. Основные характеристики украшений: гибкие конструкции, необычные сочетания материалов и смешение цветов, графизм, нестандартная огранка. Теперь популярными стали украшения самых неожиданных форм и цветов, и чем более броскими они были, тем лучше. Кожа и золото, металл и бриллианты — все это можно встретить в одном изделии в стиле авангард.

Реклама — Продолжение ниже

Стиль не потерял актуальности и сегодня: пользуются спросом браслеты из кожи, украшенные золотом и камнями, многоярусные ожерелья, декор из глины и эмали. Такой стиль дает полную свободу ювелиру — любые цвета, материалы, конструкции, формы он может применить в одном украшении без риска показаться немодным.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]