Термин «ар-деко» (или арт-деко) происходит от французского art déco, прижившегося сокращения выставки декоративных искусств, прошедшей в 1925 году в Париже и оказавшей значительное влияние на развитие архитектуры, дизайна (в том числе ювелирного) и моды первой половины XX века.
Реклама — Продолжение ниже
Смелые украшения с острыми углами приобрели популярность в 1920−30-х годах и несколько лет назад вновь вернулись в список фаворитов самых разных ювелирных дизайнеров.
Что такое ар-деко?
Лист из альбома Feuillets d’Art. 1919
Лист из альбома Les choses de Paul Poiret vues par Georges Lepape. 1911
Лист из альбома Modes et Manières d’Aujourd’hui. 1914
Ар-деко, что по-французски значит «декоративное искусство», — название художественного стиля, который царил в Европе и Америке после модерна, между двумя мировыми войнами. Причем царил в основном в промышленном дизайне — моде, украшениях, плакатах, фасадах, интерьерах, мебели. Происходило это, пока «большое искусство» той эпохи экспериментировало с экспрессионизмом, абстракционизмом, конструктивизмом и прочими -измами, которые, безусловно, гениальны, только видеть их постоянно в своей квартире не каждый сможет. А вещи ар-деко предназначены именно для повседневной жизни — очень богатой, роскошной и вальяжной, но все-таки повседневной.
Эпоха ар деко и ювелирные технологии
Альфред Ван Клиф и Жюльен Арпельс в 1935 году придумали невидимую закрепку для драгоценных камней. Вытачивались канавки в рубинах, сапфирах и бриллиантах, камни прилегали друг к другу вплотную, металл полностью покрывался. Благодаря этой новинке , а за ней и остальные начали создавать в стиле ар деко настоящие шедевры.
К 30-м годам украшения в стиле ар деко стали массовыми, поскольку и в европейских странах, и в Америке начали создавать вещи, доступные широкому кругу покупателей. Это были броши-клипе из бриллиантов, сотуары (от французского«porter en sautoire» — носить через плечо) и браслеты, где небольшими бриллиантами подчеркивались орнаментальные линии четких плоских узоров. В антикварных магазинах можно и сегодня встретить много подобных украшений.
Во всем мире период господства стиля ар деко продлился между Первой и Второй мировыми войнами. Но его образный строй и используемые приемы оказались настолько универсальными, что и по сей день смотрятся ярко и современно.
(Visited 1 009 times, 1 visits today)
Как узнать предмет в стиле ар-деко?
Портсигары, пудреницы. 1930-е. Институт моды Киото
Обложка журнала Vogue с «оптическим» платьем от С. Делоне. 1925. Пресс-служба Музеев Кремля
Сумочки. Ок. 1910. Институт моды Киото
Эта вещь обязательно будет красивой — стильной, элегантной. Она сделана из материала с дорогой текстурой, но не кричаще роскошной, а просто ценной. Цвета будут сложных оттенков, черного — много. Нередко автор явно использовал линейку — но при этом умудрялся весьма изысканно скруглить все углы. Геометрические узоры строятся по тщательным пропорциям и умеют гипнотизировать. Еще зачастую есть вкрапления чего-то древнеегипетского или японского, но в каком-то странном дизайне: ар-деко любило перетолковывать экзотические культуры. (Кстати, «русская экзотика» тоже ценилась.) Нравился стилю и технический прогресс — поэтому тут и стилизованные поезда, летящие на огромной скорости, и винты самолетов и пароходов.
Как носить
Ар-деко — стиль, который не терпит повседневности. Он подходит для особых случаев: праздничных мероприятий, торжественных встреч, церемоний и праздников. Украшения в этом стиле нужно сочетать с платьями до колен или до пола: одежда должна иметь мягкие, плавные линии. Материалы — нежный бархат, полупрозрачный шелк и шифон.
Одежда и украшения в стиле ар-деко привлекают внимание к женскому телу. Глубокое декольте, оголенные плечи, открытая спина прекрасно сочетаются с шейными украшениями — колье, ожерельями, бусами, а также длинными серьгами.
Видео
Стиль в моде
Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне. 1927. Пресс-служба Музеев Кремля
Вечернее платье. Модный дом Ланвэн. Около 1925. Пресс-служба Музеев Кремля
Платье. Франция. Зима-1922. Модный дом «Сестры Калло»
Заметней всего ар-деко — в женской моде. В эпоху, когда царил этот стиль, женщины начали коротко стричься, окончательно освободились от жестких корсетов и кринолинов, талия то сползала на бедра, то задиралась под самую грудь, а юбка укоротилась до высоты совершенно неприличной, по мнению тех, кто помнил викторианскую мораль.
Создатели стиля — великие модельеры Поль Пуаре, Мариано Фортуни — цитировали кимоно, арабские тюрбаны и шаровары, античные хитоны и столы, средневековые плащи. Появились цельнокроеные вещи, везде были драпировки, тяжелые ткани, шик и блеск. В таких свободных вещах, расшитых переливающимся жемчугом, стеклярусом, стразами, бисером, было здорово танцевать новые бойкие танцы — фокстрот, чарльстон, танго. В общем, вспомним эпоху «Великого Гэтсби».
Стиль в ювелирных украшениях
Брошь Van Cleef and Arpels. 1930
Колье-воротник Van Cleef and Arpels. 1929
Брошь в египетском стиле Van Cleef and Arpels. 1924
Фирмы Cartier и Van Cleef & Arpels, а также другие ювелирные дома в своих работах целенаправленно работали по принципам ар-деко. После текучих форм и поэтических цветочков эпохи модерн (он же ар-нуво) их ювелирные украшения казались кричащими и эпатирующими.
Из истории украшений: стиль арт-деко
Как известно, своим рождением стиль арт-деко обязан нескольким источникам, среди которых стиль арт-нуво (Art Nouwau), кубизм, немецкий Баухаус и как, это ни парадоксально, археологические находки начала века, вызвавшие повальное увлечение культурой Древнего Египта с его лаконичным совершенством форм и линий. Свою роль сыграли и Русские балетные сезоны С.Дягилева, восхищавшие Европу не только новаторским подходом к балетному искусству, но и весьма оригинальными, яркими, очень экспрессивными костюмами и декорациями.
Говоря о стиле арт-деко, следует отметить, что он господствовал в эпоху между двумя мировыми войнами, и стал отражением радикально изменившегося мира. Век скоростей, научно-технического прогресса, раскрепощения после викторианской эпохи… Меняется ритм жизни, меняется образ женщины. Это уже не наивная и романтичная девушка, это женщина-вамп (воплощением представлений об идеале стала Марлен Дитрих). Простая, практичная, и в то же время дорогая одежда, увлечение карьерой, спортом и джазом – все это требовало нового подхода и к стилю ювелирных украшений.
Итак, как выглядят украшения в стиле арт-деко? Никаких элементов флористики и плавных линий – простые геометрические формы, четкие линии и смелые цветовые решения. Создавая украшения в стиле арт-деко, ведущие ювелиры сочетали в одном изделии на первый взгляд совершенно не сочетаемые материалы. Бриллианты и эмаль или оникс, драгоценные и поделочные камни, слоновая кость, перламутр и коралл прекрасно уживались в одном изделии.
Стиль арт-деко многие называют индустриальным, благодаря характерным для него гладким блестящим белым металлам: платина, серебро, белое золото или даже просто сплавы разных металлов. Американская ювелирная стала известной именно своим культовым стилем Арт-деко, а в Европе «Cartier», «Mauboussin», «Van Cleef & Arpels» выпускали всемирно известные изделия в этом стиле.
Использование цветной эмали или лака создавало поразительный цветовой эффект. Вообще сочетание сразу нескольких насыщенных цветов в украшениях арт-деко является характерным отличием этого стиля, вдохновленным именно Русскими балетными сезонами в Париже. Очень популярным было, казавшееся на первый взгляд беспорядочным, сочетание бриллиантов, рубинов, аметистов, изумрудов и сапфиров, получившее название «фруктового салата».
Археологические находки в Египте, в частности открытие гробницы Тутанхамона в 1923 г. вызвало повышенный интерес к культуре Египта и появление египетских мотивов в оформлении украшений и ярких сочетаний бирюзы, лазурита, халцедона и сердолика.
Индийские мотивы выражены в украшениях арт-деко использованием слоновой кости, рога, панциря черепахи, нефрита и поделочных камней.
Простота и лаконичность фасонов одежды способствовала тому, что в моду вошли очень длинные многоярусные ожерелья, особенно из жемчуга, крупные кулоны геометрической формы из холодного белого металла с цветной эмалью или камнями, длинные серьги. Браслеты стали крупнее и зачастую отличались выраженными восточными мотивами. Броши и булавки украшали не только платья и жакеты, но и верхнюю одежду, и шляпы. Появились дамские портсигары, оформленные в стиле арт-деко, поскольку дамы уже могли позволить себе курение в общественных местах. Вообще, благодаря моделям Коко Шанель и Эльзы Скиапарелли, украшения стали не только элементом вечернего туалета, но и прекрасным дополнением к повседневному костюму или платью.
Украшения в стиле арт-деко могли быть либо крайне дорогими с использованием драгоценных металлов и камней, либо откровенными имитациями, либо даже содержать и те, и другие элементы.
Изделия ведущих дизайнеров Boucheron, Cartier, Fouquet, Gerard Sandoz, и Van Cleef & Arpels, созданные в стиле арт-деко, с драгоценными камнями в платине, с дорогой эмалью в цветах Ballet Russes были представлены на выставке в Париже в 1925 г., где на площади около 500 квадратных метров свои изделия демонстрировали более 400 ювелиров.
После этого, благодаря возможности использования методов хромирования или лакировки металлов, применения бакелита и искусственных камней, было начато массовое производство стильных и уже доступных каждой женщине украшений. В это же время в Чехословакии начался выпуск модных украшений с использованием хрусталя, гранатов и чешского стекла высочайшего качества, которые экспортировались в разные страны до 1939 г.
Стиль арт-деко и в наши дни продолжает вдохновлять ведущих дизайнеров ювелирных изделий.
А в России ар-деко было?
Высотный дом на Котельнической набережной. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985
Станция метро «Маяковская»
Павильон СССР на Международной выставке в Париже. 1937. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985
Блестящий стиль ар-деко, конечно, глубоко «буржуазный». Это символ потерянного поколения, мода персонажей Фицджеральда, Хемингуэя (а также Вудхауса и довоенных книг Агаты Кристи). Молодому Советскому государству в ту эпоху было не до этого внешнего блеска. Впрочем, у них были «ревущие двадцатые», а у нас — нэп. Помните Эллочку Людоедку: «…сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, легкость покроя необыкновенная и умопомрачительная прическа». Советские нэпманы в своих повадках, конечно, подражали свободному западному соседу, хотя официально это не одобрялось.
С другой стороны, отпечаток ар-деко заметен в одном из самых официальных искусств — архитектуре. Воздействие импортного стиля легко найти в сталинском классицизме: фотографии фрагментов московских высоток с некоторых ракурсов трудно отличить от видов довоенных манхэттенских небоскребов. Любовь ар-деко к геометризму, использование абстракций — все это легко усваивалось русскими мастерами на родине супрематизма. Уместным было и воспевание технических достижений человечества. Есть и более забавные приметы — помните, мы говорили об обращении ар-деко к египетским мотивам? Именно благодаря ему перед зданием МИДа на Арбате возникли обелиски-фонари, а сам подъезд здания стал похож на портал древнего храма. Этот же стиль находят в некоторых станциях московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт»), здании Российской государственной библиотеки и т. д.
Ювелирный Дом Картье, взявший ар деко за основу
В 1920 – 1930-х годах Дом Картье выпускал изделия, в которых четко видно становление нового стиля. Прежде всего Картье начал использовать простые формы и композиции в виде кругов и сегментов, которые считал наиболее «женственными». Далее им были освоены и иные фигуры. Свои украшения из горного хрусталя, перламутра, нефрита, оникса с четкими простыми силуэтами украшались бриллиантами и другими драгоценными камнями с тщательным подбором цветовой гаммы.
Но затем мастера, работавшие в Доме Картье, освоили «белый ар деко», соединив бриллианты и белую платину с черной эмалью и черным ониксом. Так родился из черных и белых пятен особый мотив «шкура пантеры», который был использован и при создании наручных часов. Благодаря «белому ар деко» обогатилась не только фирма – произошло становление всего нового стиля.
На цветном фоне в то время исполняли броши в виде корзин с цветами или ваз с фруктами, собранные из сапфиров, рубинов, изумрудов. Для украшений в стиле ар деко был очень характерен мотив корзины, наполненной цветами.
В 1925 году в Париже прошла выставка современной промышленности и декоративных искусств, ставшая подлинным триумфом Дома Картье. Французские ювелиры Сандоз, Фуке, Ван Клиф, Деспре, Мобуссен и другие показали, как рождается эстетика новейшей эпохи. Парижский ювелир Жорж Мобуссен, уже весьма известный высшему обществу, получил золотую медаль.