Что такое зернь: ювелирное зерно в филигранных узорах

Увидеть, что такое зернь, можно не только в музеях, но и на выставках, в художественных салонах. Эта техника ювелиров, популярная по сей день, применялась в России не менее 12 веков, поскольку есть находки, относящиеся к 8 веку нашей эры. А за рубежом еще до нашей эры создавались уникальные вещи с использованием зерни.

Точно определить, что такое зернь, совсем не сложно — это способ художественной обработки металла, при котором из него делают мельчайшие шарики. Затем эти шарики припаивают к металлической основе, создавая разнообразные узоры.

Еще одно определение, что такое зернь: декорирование ювелирных украшений с помощью мелких металлических шариков, скрепленных в виде орнамента на основе из металла или дополняющих ажурную скань (узоры из тонкой проволоки).

Русская зернь

Есть сведения, что зернь в России, возможно, еще древнее, чем скань. Например, средневековые артефакты, найденные в Приуралье, относящиеся к 8 веку, содержат зернь. А скань в этой местности появляется только на предметах 10 века.

Декор из зерни есть на височных украшениях, подвесках, перстнях, кольцах, серьгах, а также ножнах и других предметах богатого быта, найденных в кладах. Узоры делали очень выразительные, с особой игрой света и тени. Создавались сложные композиции. Один из интересных вариантов — скрепление зерни в виде пирамидок, которыми украшали изделие.

Особое внимание к технике зерни, существовавшей в 10-14 веках, связано не только с археологическими раскопками и изучением древних артефактов. Конечно, интересны свидетельства о навыках наших предков, которые в самых разных областях страны знали, что такое зернь. Но современные ювелиры ради создания новых произведений искусства заинтересованы в повторении уникальных старейших технологий, благодаря которым удавалось создавать настоящие шедевры.

Зернь

Мелкие шарики из золота или серебра (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни. Зернь создаёт впечатляющую игру фактуры, света и тени, вносит дополнительные оттенки в орнаментальную ритмику изделия.

Зернь известна с глубокой древности (в Междуречье, Древней Греции, на Кавказе), широкое распространение получила в средние века (особенно в Древней Руси), применяется и в настоящее время.

Техника изготовления ювелирных изделий, которая заключается в напаивании на предмет золотых или серебряных зернышек (золото – на золото, серебро – на серебро).

Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, иногда окаймляет части предмета полосами или располагается в качестве самостоятельного орнамента из ромбов и треугольников, а также образует рельефные пирамидки и грозди.

Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства, точности исполнения и терпения. Для того чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен прежде всего нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки.

Для ускорения этого процесса мастер плотно наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким образом одинаковые по размеру несомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени.

Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле, и застывают в виде шариков. Если шариков требуется большое количество, то зернь получают иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на куске угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. Техника зерни почти неразрывно связана со сканью.

На золотых и серебряных украшениях XI-XII веков встречаются разнообразные виды применения зерни. Орнамент треугольников из тончайшей зерни украшает бусины и подвески в форме желудей на золотом височном кольце с фигурой «уточки» из булгарской коллекции, в то время как крылья, грудь и шея «уточки» сплошь покрыты тонкой сканой веревочкой.

Зернь густо покрывает серебряные звездчатые колты ХII века из клада, найденного во Владимире. Отдельные блестящие зернышки украшают трехбусинные височные кольца ХII века со сканым орнаментом из раскопок в Киеве. Вплоть до наших дней зернь служит неизменным украшением и обогащением сканых узоров русских ювелирных изделий.

Как делают ювелирное «зерно»

Ученые считают, что способы изготовления зерни не изменились за столетия. Мастера владели несколькими методами ее создания.

Один из них — пропустить струю расплавленного золота или серебра в воду через фильтр. В результате получается зернь неоднородная по форме и диаметру.

Когда же зернь производят из заготовок любого вида (отрезки, колечки, зерна), то эти металлические детали расправляют в порошке, полученном из древесного угля. В итоге получаются шарики стандартного размера.

Чернение

Серебряное кольцо с чернением. Фото: valentin.livemaster.ru Браслет из черненого серебра. Фото: www.diamondspearlsjade.com

Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, техникой работы с металлами — мокуме гане, зародившейся еще в XVII веке в Японии.

Пайка — загадка зерни

Вопрос, который изучают не только ученые-историки, но и специалисты в сфере металловедения, как прикреплялась зернь в том или ином случае, поскольку техника припоя значительно отличалась у разных мастеров.

Соединение шариков между собой или припой гранул к основе — тема, которая интересовала ювелиров во все века. В этой технологии было много особых секретов. В некоторых образцах почти не видно, как прикреплен шарик к основе.

Тонкий припой зерни и скани – рукотворное чудо, основанное на свойствах золота, серебра и ртути. Ювелиры делали амальгаму из них, после чего наносили на уже готовый узор из скани и зерни. В сильно нагретом предмете испарялась ртуть – и все части прочно соединялись между собой.

Приемы укладки скани и зерни отличались на разных территориях. Историки в деталях изучают не только, что такое зернь, но и различия в ее изготовлении.

Секрет искусного припоя изделий из скани и зерни

Один из важнейших вопросов для мастера-сканщика — это чистота припоя, который не должен заливать мелкие детали и тем самым нарушать четкость рисунка узоров. На очень древних предметах, выполненных из скани и зерни, припой настолько незаметен, что кажется, как будто какой-то невидимый клей скрепляет отдельные детали.
Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканого дела. Издавна этот вопрос интересовал ученых и мастеров разных стран. На нем подробно останавливается в своем трактате о ювелирном деле знаменитый итальянский скульптор и ювелир XVI века Бенвенуто Челлини; много попыток повторить древние подлинники с присущей им чистотой работы делалось в разные годы западноевропейскими учеными, но все было безуспешен.

Утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт в результате опытов, проведенных советским исследователем профессором Ф. Я. Мишуковым. Он доказал, что вместо припоя древние ювелиры применяли амальгаму из золота, серебра и ртути.

Листы тонко расплющенного, так называемого сусального золота и серебра растирались в должной пропорции небольшим добавлением ртути, чтобы получить амальгаму нужной густоты. Этой амальгамой смазывали отдельные детали сканого орнамента и шарики зерни, после чего сильно нагревали предмет. Ртуть испарялась, а части орнамента прочно соединялись между собой.

Настоящая и «ложная» зернь

Зернь – это мелкие шарики, которые были искусно припаяны. А вот «зернь», которая получалась при помощи литья в специальной форме, сделанной для всего украшения, — это ложная зернь. Такой ложной, разумеется, была и отлитая скань.

Литые украшения производились в 12-13 веке для упрощения и ускорения процесса их изготовления. Мастера знали, что такое скань и зернь, владели приемами их изготовления, но, скорее всего, был спрос и на литые изделия. Хотя рисунок, по сравнению с настоящей сканью и зернью, становился несколько нечетким.

Исследователи, изучающие и реконструирующие технологию изготовления настоящей зерни, предполагают, что древний мастер за неделю (летнюю, с длинным световым днем) не мог успеть сделать больше, чем одну серьгу с несколькими бусинами. Такие украшения были очень дорогими.

История оригинальной отделки

Эта техника нанесения орнамента была известна еще в 2000 году до н.э. Её следы были найдены на всех континентах земного шара. Так как в древние времена количество золота было ограниченным, ювелиры старались отличаться не количеством изготовленных украшений, а качеством и замысловатостью оригинальных узоров.

Самый известный и яркий пример изделий с использованием грануляции – этрусские украшения. Особую популярность эта технология приобрела на территории современной Тосканы в 700 году до н.э. Отличалась она от других видов отделки особой изящностью и сложностью выполнения. Не каждый мастер мог похвастаться владением этой техникой. Техника зерни совершенствовалась и популяризировалась до 300 года до н.э. С приходом греческой эпохи и культуры, она была не заслуженно забыта на многие столетия.

На территории Древней Руси в IХ – ХII веках украшения с зернью также пользовались популярностью. Такие изделия могли себе позволить только высокопоставленные и статусные представители богатого класса. В этот период времени её часто использовали с цветной эмалью

В начале ХVIII века ювелир из Италии Фортунатто Пио Кастеллани взялся за возрождение древнего искусства, чтобы открыть все секреты древних мастеров. В 30-х годах ХХ столетия английский ювелир П. Литтлдейл добился максимального сходства в технике крепления зерни с работами первых мастеров. После чего он получил патент на открывшиеся ему уникальные тонкости дела.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]