Клейма на столовых приборах из мельхиора периода СССР

Подстаканники, некогда бывшие обыденными предметами обихода, сегодня больше занимают полки музеев. Однако нередко и в наше время ценители русских

чайных традиций непросто бережно хранят эти предметы, но и используют для чайных церемоний. Подстаканник как культовый атрибут исконных традиций превращает простое чаепитие в некое таинство, передавая заложенный в него смысл.

Подстаканники советского периода в особенности несут смысловую нагрузку и отражают дух своей эпохи. Трудовые достижения, Великая Победа, покорение космоса и другие значимые события навсегда запечатлены на этих предметах.

Начиная с 30-х гг. XX века аксессуары для чаёвничания производились на множестве заводов, артелей и ювелирных мастерских. При этом каждое изделие обозначалось клеймом. Клеймо наносилось в виде оттиска и несло информацию об изготовителе и материале изготовления. В некоторых случаях по клейму можно было определить дату выпуска. Большинство изделий, за исключением серебряных, дополнительно клеймились буквой «Ц» и цифрой, что обозначало стоимость предмета.

Как узнать, серебряная ложка или нет: получение результата в домашних условиях

Не каждая семья может похвастаться наличием столовых приборов из серебра, а уж обладателей полных наборов – и вовсе единицы. Казалось бы, серебро не слишком дорогой металл – простенькое колечко можно приобрести всего за тысячу родных рублей.

Почему же столовое серебро стоит так дорого? А вы посчитайте, сколько драгоценного металла уходит на изготовление одной серебряной ложечки. Плюс работа, бренд и прочие накрутки – набегает солидная сумма.

Поэтому зачастую желание определить серебряные ложки на подлинность – это не прихоть, а вопрос престижа, целесообразности финансовых вложений и особенностей ухода. Тем более, если речь идет о фамильном или любом другом раритетном серебре.

Как понять, что ложка серебряная

Серебро – драгоценный металл, а значит, все изделия из него подлежат клеймению. Помимо обязательного изображения, клеймо содержит цифры, отражающие процентное содержание металла.

Ныне приняты трехзначные обозначения пробы, но в царской России они были двузначными. Да и клеймо выглядело совершенно иначе.

Чистое серебро используется исключительно в технических целях. В производстве ювелирных и декоративных изделий, а также столовых приборов, применяется серебро с добавками, придающими ему прочность.

Самые популярные добавки для серебра – медь и никель. Именно поэтому столовое серебро часто имеет желтоватый оттенок – это следы меди. Чем выше проба, тем менее заметна эта желтизна.

Так что заводское столовое серебро клеймят всегда, но все равно существует риск нарваться на подделку – умельцы научились фальсифицировать даже стандартные клейма. Однако серебро снабжают поддельными клеймами куда реже, чем золото (попросту невыгодно), да и само качество оттиска оставляет желать лучшего.

Если на изделии отсутствует клеймо либо вы сомневаетесь в его происхождении, можно проверить столовое серебро на подлинность и кустарными способами:

  • Мелом. Проведите по поверхности серебра обычным мелком – на белом минерале останется темный след. Правда, и некоторые другие металлы (например, олово) демонстрируют аналогичную реакцию, так что этот тест не слишком информативен.
  • Серной мазью. Сера – злейший враг серебра: при контакте с ней благородный металл покрывается темным слоем сульфида. Нанесите серную мазь на небольшой малозаметный участок, выждите 10-15 минут и понаблюдайте за реакцией металла.
  • Ляписным карандашом. Старинное кровоостанавливающее средство может использоваться для тестирования золота и серебра. В нем содержится нитрат серебра, и на благородных металлах он не оставляет ни малейшего следа.
  • Йодом. А вот на йод серебро реагирует – остаются темные пятна. Если пятна иного цвета или реакции нет вообще, значит перед вами подделка. Единственный минус этого способа – темное пятно с серебра впоследствии удалить сложно.
  • Льдом. Серебро обладает высокой теплопроводностью: положенный в ложку кусочек льда начнет стремительно таять. Для сравнения результата желательно одновременно проделывать аналогичный эксперимент с гарантированно не серебряной ложкой.

Если вы хотите получить безупречно точный результат, купите в ювелирном магазине специальный тест. Стоит он недорого, но позволяет мигом разрешить сомнения в «родословной» изделия.

Вышеописанные способы относительно неплохи, но существует масса нюансов, снижающих точность тестирования.

Начнем с того, что в большинстве случаев мы проверяем не все изделие, а его поверхность, так что посеребренная ложка даст положительный тест на серебро. Единственный способ добиться правды – глубоко процарапать поверхность и там провести тест. Кстати, посеребренные изделия не клеймят!

Второй нюанс – родированное (то есть, покрытое родием) серебро. Родированное серебро не темнеет со временем, обладает нарядным блеском и демонстрирует куда большую прочность. На нем будет стоять заводское клеймо, но положительной реакции на серебро родированная поверхность, естественно, не даст.

Сколько весит столовая серебряная ложка

Серебро – плотный, и, соответственно, тяжелый металл. Серебряная столовая ложка будет значительно тяжелее стальной, а уж тем более, алюминиевой. Правда, мельхиор тоже легким не назовешь.

Клеймо на подстаканнике

Наиболее распространенными были подстаканники из мельхиора, которые имели 2 вида клейма: «МЕЛЬХ» и «МНЦ». Первое клеймо принадлежит более раннему периоду и сокращено означает мельхиор. В дальнейшем мельхиор получил более широкое применение, при этом некоторые сплавы стали дополняться свинцом. Материал, содержащий свинец, не подходил для пищевых целей. Для производства подстаканников, ложечек и других столовых предметов мельхиор, имеющий в своем составе свинец в чистом виде, не использовался и применялся только лишь с покрытием серебром. Именно поэтому было введено новое клеймо «МНЦ». Подстаканник МНЦ отличался устойчивым матовым блеском, похожим на серебро. Три заглавные буквы означали состав сплава – медь, никель, цинк.

Как отличить серебряную ложку от мельхиоровой

Мельхиор – это сплав меди и никеля, то есть тех самых металлов, которые обычно добавляются в ювелирные сплавы на основе серебра. Он известен чуть ли не с начала нашей эры, но активно использоваться для производства столовых приборов начал относительно недавно, лет эдак 150 назад.


Клеймо на мельхиоровой ложке

В советское время мельхиоровые столовые приборы были очень популярны и являлись гордостью семейств со средним достатком. На них традиционно проставлялось клеймо «МЕЛЬХ». Но существуют и другие аналоги серебра: монель («МН», мельхиор с повышенным содержанием никеля), нейзильбер («МНЦ», с добавлением цинка), посеребренная латунь и так далее.

Отличить серебро от мельхиора в домашних условиях на столовых приборах достаточно сложно, особенно если отсутствует заводское клеймо. Можно поцарапать изделие: на мельхиоре останется темный след, на серебре – светлый, собственного оттенка металла. Но лучше воспользоваться уже упоминавшимися выше ювелирными тестами.

И напоследок: никогда не покупайте столовое серебро с рук без предварительной профессиональной оценки, и тогда не придется мучиться сомнениями!

Источник

Клейма на столовых приборах из мельхиора периода СССР

Киевский завод столовых приборов и посуды им. Дзержинского.

За все время массового выпуска предметов и изделий столового серебра с начала 50-х и до конца 70-х годов 20 века на этом заводе было выпущено около половины всего советского столового серебраи мельхиора. Завод выпускал разнообразные по ассортименту изделия, но всего лишь нескольких серий дизайна. Три из них наследовали мотивы известного дизайна царских времен «Дубок» и «Рисунок Фаберже» ранней и поздней разновидности.

Два других, «Каштан» и «Киев», были разработаны заводскими дизайнерами. Последний дизайн, «Киев», оказался очень изящным, функциональным и удобным. Этот дизайн был заимствован московским заводом мельхиоровых изделий (позднее – «Московский Made in USSR».

Популярности изделий Таллиннского ювелирного завода способствовало не только отменное качество выпускаемой продукции, но также и то, что кроме традиционных ножей, ложек и вилок завод выпускал разнообразные сервировочные изделия. Так же завод изготавливал столовые приборы из мельхиора.

Платиноприбор (Московский платиновый завод).

Московский завод, созданный на базе национализированной в 1918 году советской властью фабрики И. П. Хлебникова, имевшего с 1872 года звание «Поставщик Его Императорского Величества» («Поставщик российского императорского двора») и вместе с тем звания поставщика дворов королей Датского, Нидерландского и Сербского, а также князя Черногорского. Первоначально предприятие И. П. Хлебникова было преобразовано в «Московский платиновый завод», основной продукцией которого были всевозможные изделия для электрохимической промышленности и научных лабораторий. В небольшом количестве завод выпускал серебряные и мельхиоровые ювелирные изделия, преимущественно предметы столовой сервировки – ложки, вилки, подстаканники. На них ставилось клеймо «платиноприбор» и проба серебра – 875. В основном выпускались «гладкие» (без рисунка) предметы.

Небольшим тиражом выпускались также и предметы с «рисунком», которые в настоящее время встречаются достаточно редко. Во второй половине 40-х – начале 50-х годов 20 века была выпущена довольно большим тиражом серия изделий «Факел», наиболее известная и популярная до сих пор.

Кубачинский художественный комбинат (ювелирная артель Кубачи).

Кубачинские художественные изделия – изделия народного художественного промысла, существующего более тысячи лет. Ассортимент Кубачинских серебряных изделий разнообразен: столовые приборы, ложки столовые, десертные, чайные, подстаканники, бокалы, стопки, чарки, рюмки, различные ювелирные украшения, предметы быта и декоративные изделия и множество других. Для Кубачинских серебряных изделий характерна чернь по серебру, которая покрывает изделие и обычно сочетается с резьбой, гравированным орнаментом, золочением, филигранью, сканью, чеканкой, золотой насечкой, резной костью, цветной эмалью или как раньше говорили – финифтью.

Вольнянский завод им. Шевченко.

Завод ведет свою историю с 1870 года, когда он был построен немецким колонистом Классеном совместно с помещиком Кривошеем как завод по производству сельскохозяйственных машин. Вскоре штамповочное направление завода было перепрофилировано для изготовления столовых «изделий мельхиора и накладного серебра». В 1891 году завод переходит в собственность зятя Классена Генриха Нейфельда, который привлек к работе над изготовлением эксклюзивных столовых приборов из серебра лучших мастеров того времени. Именно в этот период были созданы настоящие шедевры с оригинальным художественным оформлением.

В 1920 году предприятие национализируется новой властью и получает название «Сельскохозяйственный Машиностроительный №10»; изготовление столового серебра прекращается. В 1926 году – переименовывается в «ЗiШ». И лишь через год после возвращения из эвакуации, в 1946 году завод приступил к реконструкции производственных зданий и монтажу оборудования по производству столовых приборов и металлической посуды. Используя опыт и не забытые традиции, предприятие добивается весомых результатов и становится в этой отрасли одним из крупнейших в СССР. За послевоенные годы заводом выпущено более 10 млн. единиц продукции. Сегодня и выпускает продукцию торговой марки «SRIBNA POLYANA» – столовых приборов из посеребренного мельхиора/нейзильбера (МНЦ).

Кольчугинский завод им. Серго Орджоникидзе

Старейшее предприятие России, основанное еще в 1871 году купцом Александром Григорьевичем Кольчугиным, оно и по сей день остается успешным, стабильным градообразующим предприятием. Продукция цеха товаров народного потребления «Кольчугинского завода» всегда пользовалась повышенной популярностью. Начиная с продукции тогда еще «Товарищества Кольчугина» столовых приборов, подстаканников и посуды из мельхиора; и по сегодняшний день, когда новейшее высокоточное оборудование позволяет изготавливать столовые приборы высочайшего класса, число поклонников этой продукции не только не уменьшается, а наоборот увеличивается.

Режевский механический завод (Завод Реж)

Предприятие было основано в 1773 году и за время своего существования было отмечено множеством различных наград, в том числе и орденом октябрьской революции; также завод был незаменимым помощником во время великой отечественной войны, выпуская продукцию для нужд фронта.

«РМЗ» отличался всегда отличался тем, что производил продукцию, являющуюся актуальной и конкурентоспособной, к сожалению в 1993 году завод прекратил производство столовых приборов из мельхиора.

Клеймо МКЮ (а так же АКК, ККМ и МК)

Клеймо МКЮ (а так же АКК, ККМ и МК)

Сообщение Helga » 15 май 2013, 23:09

Еще в 2011 году на Антике поднимали тему про клейма МКЮ и МК с цифрой. Про МК с цифрой на сканевых подстаканниках выяснили, что они принадлежат Красносельскому ювелиру.

А информация по клейму МКЮ осталась неразрешенной. Речь идет о таких известных подстаканниках (да простит меня Томасол, позаимствовала его фото):

На некоторых из них стоят клейма МКЮ. На каких-то — МК с цифрой.

Помнится, тогда еще гадали, что же означает МК — медь красносельская?

.

Недавно вдруг придумалось решение этой загадки.

Всем известно, если подстаканник выполнен из серебра, то он имеет пробирное клеймо. Если не из драгметалла, то иногда производитель рядом с именником ставил клеймо, обозначающее материал: мельх., латунь, сталь, мет., а иногда к именнику предприятия просто добавлял букву «м» , что тоже означает «металл». Думаю, у нас как раз такой случай. Правда, буква «м» написана не привычно в конце именника, а в его начале. То есть, в клеймах МКЮ и МК буква «М» обозначает «металл» . Вы догадались, что означают другие буквы?

Для начала вспомним основные даты в истории «Красносельского ювелира» (информация с сайта предприятия — https://www.krasnoselsk.ru/company/history/)

История ОАО «Красносельский Ювелирпром» началась в апреле 1919 года , когда было создано производственное объединение «Красносельская трудовая производственная артель металлических изделий», более известная пол названием «Красный кустарь» .

В 1955 году артель «Красный кустарь» переименовывают в артель «Красносельский ювелир» (по другой версии — «Красный ювелир»). С таким названием она будет существовать до 1960 года На это обратим особое внимание.

В 1960 году организована Красносельская ювелирная фабрика , куда вошли промартели «Металлист», «Красный ювелир» и «Промкомбинат».

В 1973 году ювелирная фабрика переименована в «Красносельский ювелирный завод» , который в том же году стал головным предприятием в производственном объединении «Ювелирпром»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]