Какая проба у столового серебра и что значат другие маркировки

Каждое клеймо на серебре относится к той или иной системе пробирования. Например, клеймо 84 пробы относится к старинной системе проб, которая называется «золотниковой». Так клеймили столовое серебро еще до революции, хотя этот метод активно применялся и в СССР. Клеймо серебра 84 пробы появились еще в конце 18 века, но существуют и другие маркировки. Сейчас мастера работают по метрической системе и пробируют изделия, согласно специальной таблице. В оборе будет освещаться клеймения драгоценных металлов, их принципы и виды сплавов, которые подлежат пробированию.

Что означает клеймо на серебряных изделиях

Такие отметки не встретишь на серебряных слитках, которые не имеют примесей. Дело в том, что чистый драгметалл очень мягкий и не предназначен для создания ювелирных изделий или украшений. Мастера специально стали добавлять в эти металлы другие примеси, чтобы сделать сырье более твердым и удобным для обработки. К тому же предметы из чистого металла имеют способность терять форму.

Это могут быть различные компоненты, которые будут указаны в сертификате на продукцию. Самыми популярными добавками считались: цинк, алюминий, медь и кадмий. На основе количества в унциях примесей, можно определить пробу серебра или другого драгметалла. Система клеймения прописывает процентное содержание в сплаве чистого серебра.


Что означает клеймо на серебряных изделиях

На заметку! цифра клейма на серебряных предметах или украшениях означает, сколько в изделии присутствует доли серебра, и сколько долей дополнительной примеси.

Клеймение изделий с покрытием

Серебро в этом случае может быть как основным металлом, так и выступать в качестве покрытия. В первом случае изделие чаще всего покрывается золотом. Тогда ставятся две пробы: первая — основного сплава и вторая — сплава, которым украшение покрыто.

Серебром чаще всего покрываются столовые приборы. Особенно широко это было распространено в СССР. Тогда параллельно с пробой металла ставилась маркировка основного сплава. В это время принимались такие обозначения:

  • МН — мельхиор. Иногда также встречалось обозначение МЕЛЬХ.
  • МНЦ — нейзильберг.
  • АЛ — алюминий.
  • НЕРЖ — нержавеющая сталь.

В старинных антикварных предметах встречалось также и такое: ставилась только проба покрытия, без обозначения основного сплава. Это довольно опасно, так как можно принять посеребренное изделие за сделанное из чистого металла.

Подлежат во всем мире клеймению такие сплавы серебра:

  • 800 проба. Состав — 80 % серебра, остальное — медь. Быстро окисляется и имеет выраженный желтоватый оттенок. 830 проба имеет характеристики, аналогичные предыдущей.
  • Проба 875. Содержит 87,5 % серебра. Очень часто используется для изготовления столовой посуды и украшений.
  • 925 проба наиболее распространена. Имеет оптимальное соотношение «цена — качество». Обладает высокими антикоррозийными свойствами и не имеет желтого оттенка. Очень легко поддается изменению формы. Используется в основном для ювелирных изделий.
  • 960 пробу используют художники при работе с эмалью, а также для ювелирных украшений, особенно за рубежом.

История пробирной системы

Не только цифры используются пробирной системой, но и буквы. Если раньше проба несла в себе более развернутую информацию: ценность предмета, имя ювелирного мастера и даже дату изготовления, то сейчас клеймение происходит строго по системной таблице. На Руси этому искусству обучались долгое время. Ставить пробы мог только сам мастер или его главный помощник. В начале 19 века российский император даже издал указ о том, чтобы были оборудованы специальные палаты для клеймения серебра и других металлов.

Система клеймения развивалась, а вместе с ней периодически видоизменятся сам оттиск. Для каждой категории драгметаллов он был свой. Первый оттиск был в виде женской головы в кокошнике, но каждый отдельный округ в Российской империи имел свое клеймо, на котором были пропечатаны буквы. Они являлись инициалами главы района. Потом было принято решения ставить аббревиатуру, согласно регионам. В то время в России было много немецких мастеров, которые делали свои изделия из столового серебра именными.

Единая система пробирования появилась при Петре Первом, в 1899 году. Именно он обязал мастеров указывать пробу на драгметалле, чтобы можно было примерно определять ценность предмета. Интересный факт, что на первом оттиске профиль женщины был повернут влево, да и само клеймо представляло собой примитивную разработку. Когда стали появляться качественные подделки пробы, было принято решение усложнить клеймо и в итоговом варианте люди увидели лицо женщины, уже повернутое вправо. Помимо этого изменения, мастера добавили дополнительные штрихи в изображение, чтобы мошенники не смогли его подделать без специальных навыков и оборудования.

На заметку! После утверждения нового клейма, каждый округ дополнительно проставлял буквенную аббревиатуру своего района.

Пробы серебра

В международной метрической системе чаще всего встречаются такие пробы серебра:

  • серебро 800 пробы;
  • серебро 830 пробы;
  • серебро 875 пробы;
  • серебро 925 пробы;
  • серебро 960 пробы;
  • серебро 999 пробы;

О том, какие еще бывают пробы серебра: понятие, виды, подлинность можно познакомиться здесь.

Виды клеймений на серебре

За всю эпоху клейма, насчитываются несколько десятков оттисков. Они появлялись в то или иное время и не все входили в официальную таблицу клеймения. Некоторые позиции дошли до наших времен, но основная часть канула в историю. Сейчас можно встретить пробу №875, и сплав по составу и характеристикам идентичен тому, что клеймился под номером 84. Это связано с тем, что 84 проба относится к золотниковой системе, а 875 – к метрической, которую создали в 1927 году. Также в современном мире популярен сплав 925.

Само клеймо может быть выполнено в виде овала, боковые стороны которого немного обрезаны. В нижней части клейма всегда должна присутствовать буква. По ней можно выяснить, в каком регионе или населенном пункте изделие прошло апробацию. С древних времени, клеймением занимался отдельный отдел, который параллельно проводил оценку предмету, на основе химического анализа отдельных компонентов. Эта процедура может проходить вручную, во время изготовление украшения или с помощью специального устройства. Клейма литеруются символами: «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е», «Ж», «З», где:

  1. А и Б – круглый оттиск с головой женщины, а проба находится за кругом, около изображения.
  2. В и Г – круглый оттиск с пятиконечной звездой, с серпом и молотом внутри, а проба находится за кругом, около изображения. Это клеймо относится к эпохе СССР.
  3. «Д», «Е», «Ж», «З» – не имеют самостоятельного значения. Она наносится, как дополнительный штамп. Без стандартного оттиска, подобное клеймление не может подтверждать, что предмет создан из серебряного металла.

В современной ювелирной сфере применяется только значение «Д» и «Е».Первая буква изображается на драгоценных вещах ,заключенная в прямоугольник, концы которого немного закруглены. Буквенное обозначение «Е» используется крайне редко. Его ставят на изделия, которые не соответствуют заявленной пробе. Опять же этим занимаются в отделе апробации, ведь каждая единица из металла должна проходить соответствующую проверку.


В современной ювелирной сфере применяется только значение «Д» и «Е»

Нельзя не отметить, что литер «Б» ставится на некоторые предметы после изготовления. Оно может означать, что продукция будет экспортирована за границу или наоборот прибыло в Россию. Без этого знака, товар просто не пропустят через таможенную зону. В этом оттиске, вместо женщины в кокошнике изображено морское судно. Если человеку попалось украшение с таким штампом, значит, либо оно было изготовлено за рубежом, либо прибыло оттуда.

Многие ювелирные заводы создают собственные клейма, но присутствие именных знаков не отменяет основного штампа, который подтверждает состав сплава компетентным отделом. Только те компании, которые не претендуют на подтверждения отдельных компонентов изделия, могут обходиться именным оттиском. Так поступают мастерские, которые производят дорогую бижутерию и придают ей презентабельный вид серебряным напылением. Существуют также, так называемые «праздничные» или «временные» клейма:

  1. В 1967 году в течение 60 дней в овале присутствовал космонавт. Такую печать делали к 50-летию Октября. Многие любители антиквариата хранят серебряные монеты с таким знаком.
  2. До 1994 года ювелирные мастерские, которые создавали церковную атрибутику из серебра, могли клеймить ее только буквой «Д». Сейчас церковь опять желает добиться собственного отличительного знака, но пока их прошение государством не рассматривается.
  3. Также до 1997 года подлежали клеймению все медали, которые выдавались героям Советского Союза и людям за вклад в развитие государства.

На заметку! В Советском союзе долго не могли вытеснить германские клейма. Приборы с таким оттиском можно встретить и по сей день, но основная их часть находится в музее в Москве.

Хронология использования проб в нашем государстве

  • С 1899 года на основании вновь введенного устава установили пробирный оттиск в виде головы женщины в кокошнике, только пока еще повернутой влево, и пробу в золотниковой системе.
  • В 1908 году голова уже повернута вправо, а к клейму добавилась буква с обозначением пробирного округа, к которому изделие относилось; проба была все еще золотниковая.
  • В 1927 году в Советском Союзе было введено новое клеймо: на нем была изображена голова рабочего с молотом. А также была введена новая система проб — та же, что используется и сейчас, метрическая. Пробирный округ обозначался все еще буквой греческого алфавита.
  • В 1958 году ввели оттиски с изображением звезды с серпом и молотом. Букву греческого алфавита заменили на букву — русского.
  • Современный вид оттиски приобрели в 1994, но ходили наряду со старыми вплоть до апреля 2002 года.

И хотя серебро в виде драгоценностей редко используется как инвестиции, обратить внимание на клеймо при его покупке все-таки стоит. Особенно если украшения, столовые приборы покупаются с рук, чего делать не рекомендуется. Подделать пробу возможно, но сложно и опасно. Поэтому ее и можно считать достаточной гарантией качества металла.

Принципы нанесения клейма

Клеймо может находиться внутри или снаружи изделия. Самый первый и популярный способ – это механический. Этим искусством должен обладать каждый ювелирный мастер. Сначала для этого применялся обычный молоточек, а потом был изготовлен специальный механизм, осуществляющий процесс автоматически. Присутствовали также специальные наковаленки, без которых нанести ювелирную печать аккуратно было практически невозможно. Станки уже ввели, когда потребовалось массовое клеймение.


Электроискровой метод проводится с участием электродов

Электроискровой метод проводится с участием электродов. Для этого была изготовлена специальная установка, с помощью которой оттиск выжигается искрой. Если на клейме присутствуют перемычки сверху между контуром и значком, значит, этот предмет клеймили электроискровым способом. Этот метод более эффективный, но не все ювелирные мастерские и заводы применяют его, потому что подобная установка стоит приличных денег.

Для очень дорогих ювелирных изделий могут применяться специальный лазер, который наносит клеймо очень аккуратно. Этот метод не так актуален в массовом производстве, потому что лазерная отметка со временем исчезает. Если человек приобрел подобное изделие, то относится к нему нужно более бережно, потому, что через время отметка попросту пропадет и уже нельзя будет подтвердить принадлежность украшения к драгоценному справу.

ВАЖНО! Подделать пробу не так сложно, но мастер сразу поймет, что она не настоящая. В советское время именно из-за работы мошенников оттески менялись несколько раз. Чаще всего фальшивые предметы попадались в серебряной посуде.

Как отличить подлинность клейма?

Зная, как выглядит знак качества сплава на советском или царском золоте, легко отличить подлинность клейма на ювелирном украшении, которое досталось в наследство. Нередко попадаются на уловки мошенников при приобретении драгоценностей с рук, когда под видом высокопробного металла предлагают подделку с золотым напылением.

Чтобы не ошибиться при выборе изделия в ювелирном магазине, стоит тщательно рассмотреть оттиск с помощью лупы. О подделке клейма, соответственно и о низком качестве драгметалла, свидетельствуют нечеткость изображения, неровные надписи, ненадлежащий вид и неправильное расположение отпечатка.

Сплавы серебра подлежащих клеймению

Ставят клеймо на многих изделиях из драгметаллов. Стандартным знаком отмечаются все украшения, которые весят более трех граммов. Обязательному клеймению подлежат следующие предметы:

  1. Имеющие историческую ценностью.
  2. Представляющие археологическое значение.
  3. Слитки импортного и отечественного производства.
  4. Самородки.
  5. Сусальное серебро.

Несмотря на то, что большинство исторических ценностей находятся в музее, археологи ежедневно находят новые детали из драгоценных металлов. Прежде чем передавать их в музейные учреждения на хранения, их проверяют и клеймят особым знаком. Даже если в изделии присутствует смесь сплавов, на нем должна стоять проба. Например: кольцо из серебра и золота: два штампа. Любые предметы из драгметаллов, которые создаются для научных или производственных нужд, не клеймится. Такие вещи стоят на особом учете. Такие записи можно встретить в журналах лабораторий, медицинских и других профессиональных учреждениях.

Если человек видит серебряную вещь, но не может обнаружить на ней пробы, то, скорее всего, этот предмет сделан частным мастером или не принадлежит к драгоценным сплавам. Когда происходит пломбировка изделий, каждый предмет указывается в специальной регистрационной книге. Подлинность пробы сможет подтвердить или опровергнуть любой ювелирный мастер, имея под рукой лупу.

Известные мировые производители столового серебра

Выше всего ценится антикварное серебро: его стоимость с каждым годом возрастает. Раритетное серебро именитых производителей прошлого имеет высочайшую культурную и историческую ценность и продается преимущественно в антикварных магазинах или с аукционов.

Тем не менее и сейчас можно купить роскошное столовое серебро как от российских (великоустюгский , знаменитая Argenta, Костромской Ювелирный завод), так и зарубежных (британский Royal Buckingham, немецкие Robbe & Berking и Koch & Bergfeld) производителей. Да, недешево, но это разумное вложение средств: элитное столовое серебро год от года будет только дорожать!

18.08.21

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

Браслеты Б, БР; Броши БР, БШ, Б; Вазы В; Вилки ВЛ; Графины Г; Зажимы 3; Запонки ЗП; Значки ЗН; Колье КЛ; Кольца К; Кубки КБ; Кулоны КН; Ложки Л; Лопатки для пирожных ЛП; Медальоны М; Наперстки Н; Ножи-листорезы НЛ; Ножи НЖ; Ожерелья О; Пепельницы П, ПП; Подстаканники ПД; Подставки под яйцо ПЯ; Портсигары ПР; Пудреницы ПДН; Розетки Р; Рюмки РМ; Сахарницы СХ; Серьги С; Солонки СЛ; Стопки СТ; Цепочки Ц; Чашки Ч; Чайники ЧН; Щипцы для сахара Щ.

Структура пробирного клейма

Структура пробирного клейма, установленная с 1994 года в России для изделий из драгоценных металлов.

Источник

Какие ложки ценятся?

В первую очередь ценятся наборы, а не разрозненные экземпляры. Конечно, ложка мастера с именем, украшенная монограммой, также имеет высокую стоимость. Но купить их могут себе позволить не только миллионеры. Стоимость приборов исчисляется тысячами, а не миллионами долларов.

В 1912 году на аукционе Кристи пара ложечек Фаберже ушла за 8 тысяч долларов. Ложечку, которую изготовил Федор Рюккерт, продали за 12 500 долларов.

В мире ценится столовое серебро ювелиров Германии. Фирма Robbe&Berking поставляет приборы во дворцы нефтяных шейхов и ко двору королевы Великобритании. Получили известность фирмы Robert Freund, Franz Schnell Halle, Herbert Zeitner.

Ценится английская столовая посуда William Suckling, Ridley&Hayes и многих других мастеров. Ювелиры из Дании также прославились изделиями из серебра.

Среди мастеров из России известны фирмы братьев Грачёвых, Сазикова, Овчинникова, Хлебникова и, конечно, Фаберже.

Многие из них были поставщиками императорского двора. Это было почетно и престижно, обычно изделия этих фирм клеймились специальным знаком.

Сколько стоят в Европе приборы этих мастеров? Цены нельзя назвать заоблачными. К примеру, ложечка с позолотой, черенок которой украшен изображением Богородицы с младенцем, известного мастера A. Michelsen (Дания) оценена в 230 долларов. Изготовлена она в 1916 году. Цены на приборы этого мастера колеблются от 50 до 600 долларов за единицу.

Старинные серебряные ложки XIX-XVIII веков работы именитых мастеров могут стоить чуть дороже. Например, набор столового серебра (шесть вилок и ложек) — 1855 год изготовления — ювелира Hippolyte Thomas в одном из интернет-магазинов антиквариата предлагается за полторы тысячи долларов. Приборы украшены монограммой владельца, имеют отличный вид; их вес больше килограмма.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]