Федеральная пробирная палата (ФПП) | |
Указ «Об образовании … палаты» | |
Общая информация | |
Дата создания | 28 октября 2021 года |
Предшествующее ведомство | ФКУ «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» |
Сайт | |
https://probpalata.ru/ |
Федеральная пробирная палата (ФПП)
— подведомственная Министерству юстиции Российской Федерации федеральная служба, учрежденная Указом Президента Российской Федерации об образовании Федеральной пробиронй палаты 28 октября 2019 года.
До учреждения ФПП находилась в составе Министерства Юстиции РФ в качестве федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации».
В соответствии с Указом, на ФПП возлагаются функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней (за исключением функций по контролю при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных камней)[1].
[править] Из истории Пробирного надзора России
Пробирный надзор в России существует с XVII века, хотя на Руси ещё до Петра I было известно примитивное опробование золота и серебра огненным способом — иcпользовались купцы и мастера золотых и серебряных дел. Первое российское(московское) клеймо — двуглавый орел, сопровождающийся датой, выраженной славянскими буквами, относится к 1651—1652 годам.
В 1700 году, после «монетной реформы» Петра I, в период образования русского национального рынка, издаётся указ «Об учинении для пробы золотых и серебряных вещей пробирных клейм, о переписке золотых и серебряных рядов и лавок, о выборе старост для надзора за торговыми и мастеровыми людьми для клеймения золотых и серебряных вещей со взятием пошлины». Было введено четыре золотых и четыре серебряных пробы: «В начале учинить золотые пробы четыре: первую выше червонного золотого, вторую против золотого, третью и четвертую дельному золоту ниже золотого и положить цену, во что тех золотых проб золотник статься может. Также и серебряные пробы учинить четыре, две плавленого серебра высшую и низшую, третью ефимочную четвертую левковую и клейма сделать по пробам с годовыми литерами». Данный указ считается началом клеймения изделий из драгоценных металлов[2].
Документы Статистика по документам и выполнению поручений
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2021 г. № 1015
МОСКВА
О федеральном государственном пробирном надзоре
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2021 № 1488)
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и статьей 261 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о федеральном государственном пробирном надзоре;
перечень производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора).
2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной пробирной палатой (ее территориальными органами) в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной пробирной палаты (ее территориальных органов), а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной пробирной палате (ее территориальным органам) в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 25 июня 2021 г. № 1015
ПОЛОЖЕНИЕо федеральном государственном пробирном надзоре
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного пробирного надзора.
2. Федеральный государственный пробирный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Постоянный государственный контроль (надзор) в отношении организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, осуществляется государственным учреждением, осуществляющим функции в сфере использования и обращения драгоценных камней, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
3. Предметом федерального государственного пробирного надзора является соблюдение:
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, использование, обращение драгоценных металлов в любом состоянии и виде, сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, их использование и обращение, установленных Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также добычи (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использования и обращения драгоценных камней;
организациями и индивидуальными предпринимателями (лицензиатами), осуществляющими деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и (или) деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, лицензионных требований к указанным видам деятельности, установленных Положением о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) и Положением о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2020 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями».
4. Учет объектов федерального государственного пробирного надзора — деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (далее — объекты надзора, контролируемые лица), осуществляется посредством включения в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
При осуществлении федерального государственного пробирного надзора устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора) в отношении аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ).
5. Федеральный государственный пробирный надзор осуществляется Федеральной пробирной палатой в соответствии с разделом II настоящего Положения.
Постоянный государственный контроль (надзор) в отношении организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, осуществляется федеральным казенным учреждением «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее — Гохран России) в соответствии с разделом III настоящего Положения.
6. Федеральный государственный пробирный надзор осуществляется в том числе с применением государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее — ГИИС ДМДК).
II. Порядок осуществления федерального государственного пробирного надзора Федеральной пробирной палатой
7. Федеральная пробирная палата осуществляет федеральный государственный пробирный надзор с применением критериев отнесения объектов надзора к категориям риска причинения вреда (ущерба) (далее — критерии).
В целях осуществления федерального государственного пробирного надзора устанавливаются следующие категории риска:
чрезвычайно высокий риск;
высокий риск;
средний риск;
низкий риск.
8. Отнесение объектов надзора к категории риска приведено в приложении № 1.
При наличии сведений о реализации контролируемым лицом, отнесенным к категории высокого или среднего риска, мероприятий по исключению применения к деятельности таких лиц критериев риска, соответствующих категориям высокого или среднего риска, деятельность такого лица подлежит отнесению к категории низкого риска.
При предоставлении контролируемым лицом доступа Федеральной пробирной палаты к своим информационным ресурсам деятельность такого лица подлежит отнесению к категории низкого риска.
В случае если объект надзора не отнесен контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
9. Отнесение объектов надзора к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту надзора категории риска, осуществляется на основании данных, имеющихся в распоряжении Федеральной пробирной палаты, а также с применением ГИИС ДМДК и утверждается соответствующим решением уполномоченного должностного лица территориального органа Федеральной пробирной палаты по согласованию с должностным лицом Федеральной пробирной палаты (далее — решение об отнесении к категории риска).
В случае если контролируемое лицо осуществляет деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, драгоценных камней в районах деятельности нескольких территориальных органов Федеральной пробирной палаты, отнесение объектов надзора к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту надзора категории риска, осуществляется соответствующим решением уполномоченного должностного лица территориального органа Федеральной пробирной палаты по месту государственной регистрации контролируемого лица по согласованию с должностным лицом Федеральной пробирной палаты.
10. До принятия решения об отнесении к одной из категорий риска объект надзора считается отнесенным к категории низкого риска.
11. Проведение уполномоченными должностными лицами территориальных органов Федеральной пробирной палаты плановых мероприятий по контролю в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории чрезвычайно высокого уровня риска инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка, или рейдовый осмотр — 2 раза в год;
для категории высокого уровня риска инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка, или рейдовый осмотр — 1 раз в 2 года;
для категории среднего уровня риска инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка, или рейдовый осмотр — 1 раз в 3 года.
В отношении деятельности контролируемых лиц, которая отнесена к категории низкого риска, плановые мероприятия по контролю не проводятся.
12. Территориальные органы Федеральной пробирной палаты ведут перечень контролируемых лиц, который содержит следующую информацию:
полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
номер специального учета;
основной государственный регистрационный номер юридического лица, индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика;
место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя;
указание на категорию риска деятельности контролируемого лица, дата принятия решения об отнесении к категории риска деятельности контролируемого лица.
13. Федеральная пробирная палата размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») и поддерживает в актуальном состоянии следующую информацию из перечня контролируемых лиц с распределением их по районам деятельности территориальных органов Федеральной пробирной палаты:
полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
номер специального учета;
основной государственный регистрационный номер юридического лица, индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика;
место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя;
указание на категорию риска деятельности контролируемого лица, дата принятия решения об отнесении к категории риска контролируемого лица.
14. По запросу контролируемого лица, деятельности которого присвоена определенная категория риска, территориальный орган Федеральной пробирной палаты предоставляет контролируемому лицу информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении к категории риска.
15. Контролируемое лицо вправе подать в территориальный орган Федеральной пробирной палаты заявление об изменении присвоенной ранее категории риска при изменении критериев отнесения объектов надзора к определенной категории риска.
16. Федеральная пробирная палата ежегодно утверждает программу профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — программа профилактики нарушений обязательных требований) в сфере федерального государственного пробирного надзора, которая размещается на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в сети «Интернет».
17. При утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований Федеральная пробирная палата учитывает категории риска, к которым отнесена деятельность контролируемых лиц.
Федеральная пробирная палата может проводить следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
профилактический визит;
консультирование.
18. Федеральная пробирная палата осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.
Федеральная пробирная палата размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет»:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного пробирного надзора;
перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного пробирного надзора, с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;
сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного пробирного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу;
руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
перечень критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения деятельности контролируемых лиц к категориям риска;
перечень контролируемых лиц с указанием категории риска;
программу профилактики нарушений обязательных требований и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий территориальными органами;
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться территориальным органом Федеральной пробирной палаты у контролируемого лица;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере осуществления федерального государственного пробирного надзора;
ежеквартальные сведения о порядке досудебного обжалования решений территориального органа Федеральной пробирной палаты, осуществляющего федеральный государственный пробирный надзор, действий (бездействия) его должностных лиц не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным;
доклад, подготовленный органом, осуществляющим федеральный государственный пробирный надзор, не реже одного раза в год;
публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике;
ежегодный доклад, включающий в себя результаты обобщения правоприменительной практики о состоянии федерального государственного пробирного надзора, который утверждается приказом (распоряжением) руководителя Федеральной пробирной палаты, в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным;
иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере федерального государственного пробирного надзора и (или) программой профилактики нарушений обязательных требований.
19. В случае наличия у Федеральной пробирной палаты или ее территориального органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям территориальный орган Федеральной пробирной палаты объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
20. Решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя территориального органа Федеральной пробирной палаты на основании предложений должностного лица территориального органа Федеральной пробирной палаты при наличии у него сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с контролируемыми лицами, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (далее — сведения о нарушениях), территориальный орган Федеральной пробирной палаты объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
21. Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 календарных дней со дня получения должностным лицом территориального органа Федеральной пробирной палаты сведений о нарушениях обязательных требований.
В предостережении указываются:
наименование территориального органа Федеральной пробирной палаты, который направляет предостережение;
дата и номер предостережения;
наименование контролируемого лица;
указание на обязательные требования, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные обязательные требования;
информация о том, какие действия (бездействие) контролируемого лица приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
предложение контролируемому лицу принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований;
предложение контролируемому лицу направить уведомление об исполнении предостережения в территориальный орган Федеральной пробирной палаты;
срок (не менее 60 календарных дней со дня направления предостережения) для направления контролируемому лицу уведомления об исполнении предостережения;
контактные данные территориального органа Федеральной пробирной палаты, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные способы подачи возражений в отношении выданного предостережения.
Предостережение не может содержать требования о предоставлении контролируемым лицом сведений и документов.
Предостережение направляется на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации контролируемым лицом, которому оно направлено (телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и др., посредством СМС-сообщения в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату), включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предостережения, указанного в настоящем пункте, с использованием сети «Интернет».
22. По результатам рассмотрения предостережения контролируемым лицом могут быть
[править] Функции и задачи Федеральной пробиронй палаты
Функции
Контрольно-надзорная деятельность
— федеральный государственный пробирный надзор, за исключением постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней;
— государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
— государственный контроль (надзор) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Лицензионная деятельность
— лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов;
— лицензирование деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
— лицензионный контроль за осуществлением деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.
Специальный учёт
— ведение специального учёта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее — юридические лица и индивидуальные предприниматели).
Опробование, клеймение, экспертиза, анализ, регистрация именников
— опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, начисление в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной пошлины за опробование и клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, а также за проведение анализа материалов, содержащих драгоценные металлы;
— ведение реестра именников, регистрация именников, постановка на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов оттисков именников электроискровым и лазерным методом по обращениям изготовителей ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;
— уничтожение на ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов оттисков фальшивых пробирных клейм, именников, изготовление пробирных реактивов по обращениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
— экспертиза ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, в том числе музейных и архивных предметов, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней; анализ материалов, содержащих драгоценные металлы.
Задачи
— совершенствование и реализация мероприятий по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации в сфере федерального государственного пробирного надзора и требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
— совершенствование лицензионного контроля за осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
— совершенствование государственного контроля за ввозом в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозом из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы; оптимизация процедур постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций;
— совершенствование и реализация мероприятий по начислению и контролю за поступлением государственной пошлины за выполнение пробирных работ, выдачу лицензий на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
— применение риск-ориентированного подхода при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
— внедрение государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней (ГИИС ДМДК) на всех этапах их оборота; реализация мероприятий по маркировке ювелирных и других изделий из драгоценных металлов[3]>.
Пробирная палата дала ответы на часто задаваемые вопросы по ГИИС ДМДК
В какой срок необходимо встать на специальный учет в ГИИС ДМДК?
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, должны встать на специальный учет в ГИИС ДМДК до 1 сентября 2021 г. В соответствии с законодательством Российской Федерации с 1 сентября 2021 г. реестр участников оборота ДМДК ведется Федеральной пробирной палатой только в ГИИС ДМДК. С этой даты Федеральная пробирная палата утрачивает полномочие по ведению реестра в «бумажном виде».
К указанному сроку участник рынка ДМДК должен открыть личный кабинет в ГИИС ДМДК, корректно внести запрашиваемые системой данные и посредством ГИИС ДМДК направить заявление о постановке на специальный учет и сформированную автоматически карту специального учета в Федеральную пробирную палату. При этом все операции по специальному учету будут осуществляться дистанционно, участники рынка смогут взаимодействовать с Федеральной пробирной палатой, не выходя из офиса, без очередей и записи в удобное для них время.
Какова цель постановки на специальный учет в ГИИС ДМДК?
В соответствии с законодательством Российской Федерации участники оборота драгоценных металлов и драгоценных камней обязаны встать на специальный учет в реестре, ведение которого осуществляет Федеральная пробирная палата. ГИИС ДМДК в первую очередь призвана обеспечить прослеживаемость операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, сведения о которых участники рынка должны будут загружать в информационную систему.
Можно ли заключать сделку с драгоценными металлами и драгоценными камнями с контрагентом, который не стоит на специальном учете?
Нет. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, подлежат постановке на специальный учет.
Какой документ нужно загружать в ГИИС ДМДК в целях подтверждения права на добывающий объект?
При указании адреса фактического осуществления деятельности, связанной с обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, участник рынка подгружает скан-копию документа, подтверждающего наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений, помещений (части зданий, сооружений и помещений).
С чего начинать работу в ГИИС ДМДК розничным предприятиям? Какой алгоритм получения УИН-кодов?
Для любого участника рынка драгоценных металлов и драгоценных камней первым шагом является регистрация в ГИИС ДМДК и постановка на специальный учет посредством ГИИС ДМДК. Для регистрации необходимо настроить автоматизированное рабочее место в соответствии с требованиями оператора ГИИС ДМДК, получить усиленную квалифицированную электронную подпись, удовлетворяющую требованиям ГИИС ДМДК, и зарегистрироваться в ГИИС ДМДК, заполнив требуемые сведения. После регистрации можно будет подать заявление о постановке на специальный учет. С 1 сентября 2021 г. заявление подавать не требуется, проект карты специального учета будет формироваться системой. Данные в карту специального учёта загружаются из личного кабинета автоматически. УИНы необходимо будет получить в личном кабинете по итогам выгрузки сведений об остатках по состоянию на 1 января 2022 г. Обязанность указывать УИНы возникает у частников рынка с 1 марта 2022 г.
Где посмотреть табличку, куда должны входить данные по остаткам?
Формы предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений (информации) об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий в ГИИС ДМДК будут утверждены приказом Минфина России. Соответствующий проект приказа размещен для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru.
Осталась ли физическая маркировка на серебро?
Нет. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» маркировка ювелирных и других изделий из серебра не осуществляется, за исключением изделий, предъявляемых на маркировку в добровольном порядке.
Когда можно будет в ГИИС ДМДК подать документы на лицензирование?
Соответствующий функционал находится в разработке, его реализация в ГИИС ДМДК планируется с 1 сентября 2021 г.
Как предоставлять сведения для переработчиков в ГИИС ДМДК, если нет возможности произвести опробование?
Учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением. Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья при передаче их на аффинаж осуществляется по наименованию, массе в граммах в лигатуре и в пересчете на химически чистые драгоценные металлы.
Можно уже сейчас встать на специальный учет в ГИИС ДМДК?
Да. Многие участники рынка ДМДК уже успешно прошли эту процедуру. На сайте ГИИС ДМДК в разделе «Как подключиться к ГИИС ДМДК» (https://dmdk.ru/connect) размещена инструкция по подключению.
Что делать, если возникают технические проблемы при регистрации в ГИИС ДМДК?
Для удобства участников рынка ДМДК АО «Гознак» организована квалифицированная техническая поддержка, воспользоваться которой можно непосредственно на сайте ГИИС ДМДК (https://dmdk.ru/support), написав обращение на адрес электронной почты, задав вопрос на форуме ГИИС ДМДК (https://dmdk.ru/forum/), в telegram-канале (giis_dmdk_official) либо по номеру телефона +7 (495) 665-45-01 ежедневно с 00:00 до 18:00 мск. Средства криптозащиты цифровой подписи, используемой в ГИИС ДМДК (КриптоПро 5.0), могут конфликтовать с ранее установленными на компьютерах участников рынка средствами криптозащиты других цифровых подписей. Просьба обратить на это внимание и удалить неиспользуемые соответствующие программы.
Салон-магазин и само производство имеют одинаковые ИНН и КПП, но разные адреса. Система не пропускает, как завести салон-магазин в систему?
Обязательность указания КПП для обособленных подразделений ИП отменена. Вопрос технически решен.
В ювелирную мастерскую физическое лицо принесло 2 грамма золота, можно ли из него сделать изделие или нужно ли это золото отправлять на аффинаж?
Изделие можно сделать только для данного физического лица (изготовление из материала заказчика).
Розничная сеть импортирует изделия из серебра и золота из заграницы. Когда необходимо встать на специальный учет в ГИИС ДМДК?
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, должны встать на специальный учет в ГИИС ДМДК до 1 сентября 2021 г.
Ювелирные коворкинги. Как быть с постановкой на специальный учет? Ведь договор коворкинга – это не договор аренды, это договор услуг. Что такому ИПшнику подгружать в личный кабинет?
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В этой связи основой договора коворкинга является именно аренда рабочего места, как правило, с возможностью получения дополнительных услуг. Индивидуальному предпринимателю необходимо подгружать заключенный договор с условиями коворкинга. При этом необходимо учитывать соответствие арендуемого помещения требованиям, связанным с производством и хранением ДМДК.
Что понимается под термином «обязательная маркировка» ювелирных изделий? Нанесение кода на изделие или получение номера?
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 270 маркировка ювелирных изделий – это нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирное изделие. Эта норма становится обязательной с 1 марта 2023 г.
При регистрации в личном кабинете не заполняются п.8 и последний, можно ли просто прикрепить анкету при подаче заявления?
При возникновении технических проблем при регистрации в ГИИС ДМДК необходимо обращаться в техническую поддержку ГИИС ДМДК. После решения технических проблем следует внести необходимые сведения в разделы личного кабинета. Заменять внесение сведений загрузкой документов с соответствующими сведениями не требуется.
Если производитель и розничный магазин не зарегистрированы в ГИИС ДМДК до 1 сентября, можно ли с ним работать?
Сделки с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не вставшими на специальный учет в ГИИС ДМДК, с 1 сентября 2021 г. осуществлять нельзя. Такие сделки не будут соответствовать законодательству Российской Федерации. К этой дате необходимо зарегистрироваться в ГИИС ДМДК и подать заявление о постановке на спецучет, которое будет оперативно рассмотрено должностными лицами территориальных органов ФПП. Времени пока достаточно. Процедура отработана. Многие организации и индивидуальные предприниматели уже ее прошли. Рекомендуем выбирать контрагентов из их числа, чтобы не стать нарушителем.
Если подрядчик получает аффинированный металл (золото) и производит из него полуфабрикаты (проволоки), должен ли переработчик на этих полуфабрикатах проставлять маркировку?
Маркировка ставится только на изделия, которые предъявляются на опробование и клеймение, за исключением изделий из серебра. Сведения о драгоценном металле и полуфабрикатах вносятся в ГИИС ДМДК в режиме прослеживаемости по количеству и весу в лигатуре и химической чистоте.
Нет понятия, что такое технические изделия из драгоценных металлов.
Отдельного определения или списка таких изделий в законодательстве нет. Изделиями производственно-технического назначения, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, являются, например: радиоэлектронные детали; лабораторная посуда; термопары; волоки; стеклоплавильные устройства; алмазные инструменты; алмазные пасты; катализаторы и т.д.
Сколько времени Федеральная пробирная палата рассматривает заявления на специальный учет?
Срок принятия решения о постановке на специальный учет не должен превышать 15 календарных дней с момента поступления документов в территориальный орган Федеральной пробирной палаты.
Требуется ли получать лицензию, если предприятие перерабатывает собственный металл с последующей отправкой на государственный аффинажный завод?
Нет, не требуется, потому что лицензированию подлежит деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю.
Если хотим отправлять изделия в территориальный орган Федеральной пробирной палаты, нужно ли полностью прогонять их по программе с момента получения металла, или на первом этапе достаточно регистрации партии перед клеймением и получения их из МРУ ФПП с УИНами?
До 1 марта 2022 г. достаточно регистрировать партию только перед отправкой на опробование, анализ и клеймение.
Что делать, если сканер не считывает проставленный на изделиях QR-код?
В результате проведенных экспериментов двухмерный штриховой код считывается даже с изделий с заведомо нечитаемыми метками: технология считывания DataМatrix кода с ювелирного изделия позволяет идентифицировать такое изделие даже при 50% повреждении кода. Кроме того, на бирке изделия должен быть проставлен УИН и продублирован двухмерный штриховой код.
Оборот каких изделий возможен без УИН?
Оборот ювелирных изделий, стандартных и мерных слитков без УИН с 1 марта 2022 г. невозможен. Оборот не изделий, а иной продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней в ГИИС ДМДК отражается не через УИН, а путем оформления отдельных партий, которым присваиваются индивидуальные номера партий ИНП.
Продолжает ли действовать старый специальный учет с 1 сентября?
С 1 сентября 2021 г. в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1052 в новой редакции спецучет ведется только в ГИИС ДМДК. Федеральная пробирная палата утрачивает полномочия по ведению старого спецучета в «бумажном» виде.
Ювелирная мастерская хочет нанять ИП в качестве продавца по договору услуг. Нужно ли ему вставать на учет?
Да, в данном случае индивидуальный предприниматель, который будет оказывать услугу по реализации изделий или продукции, содержащей ДМДК, должен встать на специальный учет как полноценный участник оборота.
Где нужно получать ЭЦП?
ЭЦП можно получить в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных по новым правилам в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ. Список удостоверяющих центров можно найти на сайте Минцифры России (ссылка). На сайте ГИИС ДМДК тоже такой список будет.
Когда доверенность будет в машиночитаемом виде?
Рассчитываем, что доверенности в машиночитаемом виде будут введены до конца 2021 года.
Как быть в ситуации, если в одной партии могут быть изделия с УИН и без него? Как отражать их в ГИИС ДМДК?
В одной партии изделия с УИН и продукция без УИН находиться не могут – они оформляются в отдельные партии.
Магазин получил изделия без УИНов после 1 апреля. Должен ли магазин получать на них УИН?
Остатки по состоянию на 1 апреля 2022 г. магазин может выгружать в ГИИС ДМДК и без УИНов. До 1 сентября 2022 г. остатки можно реализовывать без УИНов. Но после 1 сентября 2022 г. реализация без УИН запрещена — магазину потребуется присвоить УИНы всем изделиям, которые поступили к нему до 1 марта 2022 года без УИНов. После 1 марта 2022 г. изделия без УИНов поступать в магазин не могут — это будет нарушением правил оборота, то есть незаконной операцией.
Кто по состоянию на 1 января 2022 г. вводит в качестве начальных остатков давальческое сырьё?
Остатки должен вводить тот участник оборота, у которого на 1 января 2022 г. будет физически находиться продукция, содержащая ДМДК. При этом учету подлежат также ценности, не принадлежащие организации, полученные для переработки, находящиеся на ответственном хранении, ранее не учтенные.
Остатки на 1 января будут корректироваться с учётом итогов на 1 апреля?
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, до 1 апреля 2022 г. вносят в ГИИС ДМДК уточненные сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий по данным инвентаризации, проведенной по состоянию на 1 января 2022 г., в том числе с учетом реализации драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий в период с 1 января по 31 марта 2022 г.
Должны ли все розничные юрлица с апреля по сентябрь 2022 года пойти в МРУ ФПП и получить физические метки на золоте?
Нет. Физическая маркировка становится обязательной для изделий, предъявляемых на опробование и клеймение после 1 марта 2023 г. С апреля по сентябрь 2022 года участники оборота должны получить и присвоить УИНы на остатки, заявленные на 1 апреля 2022 г.
Если серебро больше в ФПП не приносят, как получить УИН?
УИНы можно получить через личный кабинет в ГИИС ДМДК. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270 оператор передает УИНы производителям серебряных и других изделий на основании их заявок посредством электронного обмена для нанесения на бирки, ярлыки этих изделий.
Если оказывается услуга клеймения, чей будет именник и УИН?
На клеймение изделия должен предъявлять производитель. Услуга по клеймению законодательством не предусмотрена. Представитель производителя действует по доверенности, а не по договору оказания услуг. Соответственно, указывается именник производителя, и УИНы выдаются производителю. В Российской Федерации установлена монополия на клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом Федеральной пробирной палатой. Сдавать изделия на опробование в ФПП могут изготовители, ломбарды, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществившие ввоз или перемещение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов. Изделия отечественного производства при этом должны иметь оттиск именника изготовителя.
Раньше передача полуфабриката не требовала клеймения. Нужно ли сейчас разделить понятия полуфабриката и ювелирного изделия?
Понятия уже разделены в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270. Полуфабрикаты относятся к продукции и изделиями не являются.
Как в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» можно проверить лицензию клиента, если у него есть только один ОКВЭД?
Лицензию можно будет проверить по реестру лицензий, который будет публиковаться на сайте ФПП, или по выписке из ЕГРЮЛ.
Надо ли будет к 1 сентября 2021 г. проверить всех контрагентов и прекратить с ними отношения, если они не стоят на спецучете?
Проверять обязательно надо. В рамках ранее заключенных контрактов отгрузки, осуществляющиеся на 1 сентября 2021 г., от участников, не успевших зарегистрироваться в ГИИС ДМДК и подать заявления о постановке на спецучет, могут быть беспрепятственно завершены. Однако новые отгрузки могут быть осуществлены только после постановки грузоотправителя и грузополучателя на спецучет.
Как самозанятые могут работать с серебром?
Индивидуальные предприниматели, применяющие режим самозанятых в целях налогообложения, смогут зарегистрироваться в ГИИС ДМДК и осуществлять операции с продукцией, не подлежащей маркировке, включая изделия из серебра.
Нужны ли сканеры на всех этапах?
Зависит от осуществляемого вида деятельности. Сканеры, считывающие физическую маркировку на изделии, нужны будут производителям для оформления бирки на изделиях и продавцам ювелирных изделий для сверки УИН на бирке изделия с номером, зашифрованном в Data Matrix коде маркировки.
Если вставки недрагоценные, как ГИИС ДМДК будет понимать, за счет чего у нас увеличилась масса изделия – было 2 кг, стало 2,5 (мы указываем только лигатурную массу золота, если вставки из драгметаллов, то указываем массу с учетом вставок)?
В ГИИС ДМДК в ближайшее время будет реализована возможность указания наличия вставок из недрагоценных камней. До выгрузки остатков по состоянию на 1 января 2022 г. время еще есть.
Можно ли производителям продолжать работу с магазинами, не вставшими на спецучет до 1 сентября 2021 г.?
Нет, продолжать работу можно только после постановки на спецучет в ГИИС ДМДК.
Что делать с ювелирными изделиями в случае, если комиссионер стоит на спецучете, а комитент нет?
Изделия необходимо вернуть комитенту. Осуществлять операции с ДМДК с контрагентами, не вставшими на спецучет, нельзя – это нарушение законодательства. Это касается и взаимоотношений между сторонами по договорам комиссии, независимо от того, что они могли возникнуть до 1 сентября 2021 г.
Нужно ли вставать на спецучет физическому лицу?
Нет. На специальный учет ставятся только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но и осуществлять предпринимательскую деятельность по обороту ДМДК физическим лицам нельзя. Это незаконное предпринимательство.
Как получить ЭЦП для ИП? В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» ЭЦП не выдается на представителя ИП.
ЭЦП должен получить непосредственно сам индивидуальный предприниматель. Это касается любых ЭЦП, не только для ГИИС ДМДК.
Какие именно изделия подлежат маркировке?
Маркировке подлежат те изделия, которые предъявляются на клеймение, за исключением изделий из серебра, а именно ювелирные изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статус которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Можно ли отгружать изделия принципалу, если на момент подписания договора он стоял на спецучете, а 1 сентября 2021 г. (или позже) оказалось, что на спецучете он уже не стоит?
Отгружать новую партию нельзя. Можно завершить длящуюся отгрузку.
Нужна ли лицензия на переработку собственных драгоценных металлов для дальнейшей отправки в аффинажные предприятия?
Нет.
Нужно ли для отправки изделий в МРУ ФПП полностью оформлять все процессы в ГИИС ДМДК?
Не нужно.
Будет ли актуален действующий спецучет, если сейчас по какой-то причине откажут в постановке в ГИИС ДМДК?
С 1 сентября 2021 г. Федеральная пробирная палата ведет спецучет только в ГИИС ДМДК. Полномочия по ведению «старого» спецучета прекращаются в соответствии с новой редакцией постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1052.
Есть ли какие-то методические материалы или руководство пользователя для работы в ГИИС ДМДК?
Руководства пользователя размещены на сайте dmdk.ru в разделах «Как подключиться» и «Для бизнеса».
Будет ли возможность формирования выписки на текущую дату из реестра специального учета в ГИИС ДМДК по номеру ИНН?
Возможность формирования выписки на текущую дату рассматривается в рамках развития системы.
Какие сроки по проставлению физической метки на остатках изделий для розничных предприятий?
До 1 марта 2024 г. на все ювелирные изделия в остатках должны быть нанесены физические метки маркировки.
Что грозит предприятиям, не вставшим на спецучет в ГИИС ДМДК до 1 сентября 2021 г.?
Эти предприятия не смогут проводить операции с ДМДК, не нарушая законодательство. Эти операции будут незаконными. Ответственность за ведение деятельности, связанной с осуществлением операций с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями без постановки на специальный учет, либо несвоевременное представление заявления о внесении изменений в карту специального учета предусмотрена статьей 15.43 КоАП РФ.
Что является маркировкой для отрасли (связь с налогообложением)?
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270 маркировка ювелирных изделий – это нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирное изделие, а для изделий, ввозимых в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, — на бирку ювелирного изделия (до момента предъявления таких изделий на клеймение, когда будет нанесен двухмерный штриховой код непосредственно на ювелирное изделие).
Описание организации
«Государственная инспекция пробирного надзора по г. Москве и Московской области» находится в Москве по адресу Малая Бронная, 18 ст1. Заведение находится в районе «Пресненский». Сюда можно добраться собственным автомобилем, координаты для поиска на карте 55.7621, 37.5963. Также возможно доехать на метро (ближайшая станция «Тверская»), от которого до «Государственная инспекция пробирного надзора по г. Москве и Московской области» всего 600 метров. Это заведение входит в 1 категорию. Получить больше информации можно, воспользовавшись телефоном.
У Государственная инспекция пробирного надзора по г. Москве и Московской области адрес и телефон или часы работы компании указаны с ошибкой? Напишите нам!
Релевантные новости
- Московская область и «Опора России» заключили соглашение о сотрудничестве
Губернатор Московской
области
Андрей Воробьев, президент «Опоры России» Александр Калинин и председатель областного отделения организации Владислав Корочкин заключили соглашение о сотрудничестве, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Ленты.ру». «
Московскаяобласть
— регион номер один в России по созданию промышленных парков. Это все окупается… - Россия
Регионы
25 мая 2021, 00:40
Бывший губернатор Кировской области
Никита Белых уже несколько месяцев не может получить в свою камеру в СИЗО «Лефортово» нужные ему вещи. Об этом в пятницу, 18 мая, сообщил РИА Новости ответственный секретарь общественной наблюдательной комиссии (ОНК)
Москвы
Иван Мельников. «В принципе, сейчас он почти ни на что не жалуется. Ждет этапирования в колонию….
- Силовые структуры
Следствие и суд
18 мая 2021, 22:03
…Бердымухамедов совершил осмотр крупных новостроек Ашхабада на вертолете в то время, пока город затапливали проливные дожди. Об этом в среду, 16 мая, сообщает «Хроника Туркменистана». Государственное
информационное агентство страны ТДХ передало, что Бердымухамедов «осмотрел территорию масштабного строительства, сделав круг над ней, благодаря чему можно увидеть…
- Бывший СССР
Средняя Азия
16 мая 2021, 23:47
Государственная инспекция пробирного надзора по г. Москве и Московской области: отзывы
- 07 октября 2021, 12:30 Отзыв гостя
Подскажите пожалуйста в какой день принимают физ. лиц?
Ответить
- 29 декабря 2015, 04:45 Юрий Семенов
На выдачу документов нужно стоять в очереди час на улице, если вы пришли к 2 часам. Так что лучше приходить к 3, очередь к этому времени исчезает)
Ответить
- 19 мая 2014, 16:59 Gulya Sotova
Районы деятельности:Брянская, Воронежская, Калужская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская области, город Москва
Ответить
- 17 мая 2014, 09:26 Spasm of Identity
очередь на спецучет собирается задолго до открытия. если хотите быть первым, приезжайте по крайней мере в 9:30
Ответить
- 02 ноября 2013, 19:59 Spasm of Identity
постановка на спецучет: с понедельника по четверг, 10:00 — 12:00 (подача документов), 14:00 — 16:00 (выдача свидетельств). окошко в тамбуре после главного входа.
Ответить
- 06 июля 2013, 11:39 Viktoria Popova
Все шустро и безпроблемно, даже если есть очереди, движутся они оперативно.
Ответить
Нередко ювелирные организации и предприниматели подвергаются проверке со стороны инспекции пробирного надзора на предмет нарушения правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Что ждать от данного мероприятия, как к нему подготовиться и как успешно пройти проверку, мы расскажем в данной статье.
О том, что в отношении организации будет проводиться проверка, она узнает, получив «письмо счастья» — уведомление из инспекции пробирного надзора, в котором указан перечень обязательных документов, которые необходимо предоставить на проверку. Для тех организаций, которые тщательно соблюдают нормы законодательства ювелирной отрасли и всегда в курсе последних новостей, не составит труда предоставить все запрашиваемые документы. Однако, перед их сдачей на проверку всегда рекомендуется провести аудит документов на предмет их соответствия специфике выполняемых операций с драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями. Также необходимо проверить актуальность документации.
Хотим обратить внимание на то, что предоставлять документы необходимо строго за тот период, в отношении которого проводится проверка и который указан в уведомлении о проверке. Если инспектор устно просит дать документы, выходящие за рамки проверяемого периода – это может свидетельствовать о его злоупотреблении своими правами.
ГИПН нередко практикуют выездные проверки ювелиров, в рамках которых рассматривают документацию по организации учета и хранения ДМ и ДК, учредительные документы компании, проверяют условия производства, хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий их них.
Для успешного прохождения проверки потребуется предоставить максимально прозрачную документацию по учету и хранению ДМ и ДК, в которой будет четко видно движение ДМ, ДК на всех стадиях производства. Тщательный контроль расхода ДМ и ДК и непрерывное ведение необходимой документации позволяют ювелирам предотвратить незаконное использование драгоценных металлов и камней, а наличие пакета обязательных документов по учету и хранению минимизирует риски наложения штрафа в отношении организации.
В первую очередь инспекторы ГИПН проверяют документы, обеспечивающие контроль за движением и сохранностью ДМ и ДК при их использовании и обращении, устанавливающие порядок хранения, учета и ведения отчетности при использовании. К их числу среди прочего относятся:
— Документы, подтверждающие источники получения ДМ и ДК (договоры купли-продажи, комиссии, подряда и др., передаточные документы и т.п.);
— Инструкция о порядке получения, хранения, расходования и учета драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий из них
.
Кроме того, инспектор ГИПН может запросить на проверку такие документы как нормы расходов драгоценных металлов на производстве, справку о количестве изделий, представленных на клеймение за запрашиваемый период, ежемесячные/квартальные отчеты о количестве произведенных ювелирных изделий.
Инструкция об учете и хранении ДМ и ДК
— это настольная книга ювелиров, которая всегда запрашивается на проверках. Именно в ней прописаны все нюансы учета, хранения и движения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Этот документ разрабатывается строго индивидуально: в нем учитываются все особенности деятельности организации, характер проводимых ею операций, состав и численность персонала и многое другое. Мы настоятельно рекомендуем не скачивать готовые образцы из открытых источников, а также не пользоваться Инструкцией своих коллег, т.к. это верный путь к получению штрафа, ведь порядки, прописанные в Инструкции, должны исполняться на практике, а не просто анонсироваться на бумаге Так, например, мы нередко сталкивались с ситуациями, как розничный продавец ювелирных изделий внедрял в свою работу инструкцию, написанную для производства.
Зачастую ювелиры нас просят доработать свою инструкцию после ее проверки ГИПН, после которой к ней было выписано предписание об устранении многочисленных нарушений и замечаний. Нам совершенно не понятно, почему ювелиры не озадачиваются этим вопросам заранее, еще до начала проверки, когда есть время для приведения инструкции в порядок. Так, совсем недавно, нам пришлось наспех делать инструкцию по учету и хранению ДМ и ДК всего за 40 минут (!!!) до посещения инспектора ГИПН небольшого ювелирного производства.
Среди наиболее массовых замечаний по итогам надзорных мероприятий со стороны ГИПН можно отметить следующие:
— инструкция по учету и хранению ДМ и ДК составлена в соответствии с устаревшим нормами права;
— нарушен порядок проведения инвентаризации;
— условия хранения драгоценных материалов осуществляется с нарушением законодательства;
— внутренние документы составлены с ошибками;
— не ведется учет журнала посылок;
— отсутствуют документы оперативного учета движения ДМ и ДК, изделий их содержащих.
Отметим, что многие ювелиры недооценивают важность проведения инвентаризации. А зря, ведь ее итоги, а также приказы о назначении комиссии, инвентаризационные описи и акты почти наверняка будут запрошены на проверке. Но недостаточно просто иметь данные документы в организации, их необходимо еще и правильно составлять.,
Так, например, некоторые ювелиры включают в приказ о назначении инвентаризационной комиссии материально ответственных лиц, что конечно же запрещено законодательством и является абсурдным.
Среди ювелиров есть и те, кто пренебрегает нормами законодательства, регулирующего условий хранения ДМ и ДК, и не учитывают, что ювелирные изделия, ДМ и ДК должны храниться в соответствии с гл.4 Приказа Минфина №231н от 09.12.2016 г.
Среди прочего для подтверждения соответствия условий хранения ДМ и ДК требованиям законодательства инспектор ГИПН может запросить такие документы как, например, договоры аренды нежилого помещения и на оказание услуг охраны.
Необходимо также отметить, что ювелиры обременены не только ведением внутренней документации, но и сдачей специальной статистической отчетности..
Беда не приходит одна. Зачастую после проверки учета и хранения ДМ и ДК в отношении ювелиров инициируется еще одна проверка, но уже в отношении соблюдения всем известного законодательства в сфере ПОД/ФТ. И не успев опомниться от первой проверки, ювелиры вынуждены срочно готовиться ко второй. А все потому, что еще в ходе проверки учета и хранения ДМ и ДК инспектор проводит «разведку боем» и заранее примечает нарушения, допущенные в сфере ПОД/ФТ, штрафы за которые кратно превышают ответственность за нарушения в сфере оборота ДМ и ДК.
Для успешного прохождения проверки по учету и хранения ДМ и ДК необходимо обеспечить своевременное ведение документации строго в соответствии с актуальным законодательством, сдача необходимой отчетности и тщательная внутренняя подготовка к проверке со стороны ГИПН. На практике даже такие, казалось бы мелочи, как, например, отсутствие подписи сотрудника или в инвентаризационной описи или может привести к солидному штрафу.
Мы настоятельно рекомендуем нашим читателям не ждать у моря погоды, а уже сейчас начать приводить в порядок всю документацию по ПОД/ФТ и хранению ДМ и ДК, не дожидаясь получения уведомления о проведения проверки от инспекции пробирного надзора. А в случае необходимости мы готовы помочь ювелиров по этим сложным вопросам и оказать им посильную помощь в вопросах учета и хранения ДМ и ДК.
Павел Смыслов, Виктория Атяшева
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
* * *
Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
* * *
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);
— обучение и инструктаж по финмониторингу;
— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
— помощь на проверках;
— и многое другое.
Подробнее ТУТ
.
Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга»
— первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:
Мы в социальных сетях: