История появления ювелирных украшений
Украшения в жизни человека были всегда и прошли свой путь развития длиною в тысячу лет.
Никто точно не знает, когда же появились первые украшения. При проведении различных раскопок получается, что украшения берут свое начало с самых ранних эпох в развитии человечества.
В Марокко удалось найти панцири от моллюсков. Они считались составляющими ожерелья, которым было приблизительно 110 тыс. лет. В малой Азии были найдены останки женщины, которая жила в эпоху палеолита. На ней находилось большое количество бус и браслетов, так что ее можно считать модной дамой того времени.
Наши предки украшали себя различными предметами: ракушками, цветами, косточками плодов, зубами, костями и даже рогами животных. В наибольшем приоритете были камни, обработанные самой природой — кварц, кремний, нефрит и т. д.
Первыми, кто начал использовать украшения, были мужчины. Они носились их, как обереги и амулеты, которые защищали от злых духов. Еще по украшениям можно было понять, кто в племени являлся вождем, охотником или воином.
Приблизительно пять тысяч лет назад появились первые ювелирные украшения, которые были похожи на то, что мы понимаем сейчас под этим словом. Египет, Италия, Китай стали первыми, которые дали возможность современным людям подчеркнуть свою красоту при помощи ювелирных украшений.
Золото, которое является одним из самых благородных металлов, положило начало новой истории и открытиям в ювелирном деле.
В Древнем Египте обработка золота становится ремеслом, и начали появляться золотых дел мастера.
Они дали свое начало в появлении золотых украшений в виде колец, цепочек, браслетов. Мастера использовали в своих изделиях такие камни, как бирюзу, лазурит, халцедон. Также помимо внешней красоты украшения из золота давали его владельцу определенный статус и положение в обществе.
Помимо древних египтян свой вклад в ювелирное дело вложили также инки в Перу и ацтеки в Мексике. Украшения также упоминались в Новом Завете, где у иудейских царей золотые браслеты считались частью одежды.
В Древнем Риме мастера украшали изделия из серебра и золота драгоценными камнями, такими, как алмазы. Высшие слои общества носили украшения из золота, городские жители (торговцы) — изделия из серебра. Рабам тоже разрешалась носить украшения, но из обычного металла.
Средневековье — это новый этап развития в ювелирном деле. В то время в Европе мастерские для ювелирных украшений находились на территории монастырей. Все усилия уходили на изготовления предметов религиозного культа.
В эпоху Ренессанса изготовление украшений стало одним из направлений художественного искусства. Знаменитые художники того времени были еще и искусными ювелирами.
Настоящим прорывом в ювелирном искусстве считается именно XVII – конец XIX века. Изделия утратили свою символику и приобрели статус ювелирных украшений с декоративной отделкой. Начали открываться первые школы ювелирного искусства. В то время, ювелиров для создания своих шедевров вдохновляли именно прекрасные дамы. Из всех камней предпочтение отдают бриллиантам, которые, можно сказать, становятся символом каждого светского мероприятия.
Барокко, рококо, классицизм, ампир… Эти стили в искусстве сменяли друг друга, оставляя после себя такие разные, но одинаково великолепные украшения, в которых запечатлелось не только мастерство ювелиров, но и дух самой эпохи.
Ювелирные изделия прошли сложный путь от символических оберегов и амулетов до великолепных ювелирных украшений, от которых мы сейчас получаем огромное удовольствие.
Древняя Греция
Большим изяществом и тонкостью отличалось древнее ювелирное искусство в Греции. Любимой техникой мастеров была филигрань – выполнение сложнейшего узора из тонкой золотой или серебряной проволоки, припаянной к металлическому фону. Чаще всего при этом использовался растительный орнамент: изображения цветов, листьев, виноградной лозы.
Из материалов выше всего ценилось золото – этому металлу древние греки приписывали магические свойства. В целом же ювелирные изделия подчеркивали статус владельца, поэтому чем тоньше и сложнее была работа, тем дороже она стоила. Богатые гречанки носили множество разнообразных украшений. В почете были изящные изделия для волос и шеи, а также браслеты. Исключением являлась разве что Спарта – местные женщины не носили пышные и причудливые драгоценности, отдавая предпочтение простым металлическим украшениям.
Двадцатый век
В прошлом столетии в ювелирном искусстве формируется большое количество направлений. В первые десятилетия главенствующим стилем является модерн. В ювелирном искусстве его влияние реализовалось в крайней сложности форм и орнамента украшений. Активно используются платина, палладий, анодированный алюминий. Снова обретают популярность бриллианты. Модной становится и бижутерия, на распространение которой существенным образом повлияла знаменитая Коко Шанель.
В военные и послевоенные годы изделия становятся более простыми, золото часто заменяется бронзой. Во второй половине столетия под влиянием нонконформистских идей мастера начинают использовать в работе необычные материалы, ранее немыслимые для ювелирного дела: дерево, пластик, сталь и другие. С развитием сложной техники появляются украшения с камнями-хамелеонами, способными менять окраску в зависимости от перепадов температуры или настроения владельца. Популярным становится культивированный жемчуг различных цветов.
В советские годы русские ювелирные фирмы выпускали большей частью массовую продукцию. Но в конце прошлого века современные мастера задумали возродить гильдию ювелиров России, чтобы вернуть ювелирному искусству былую славу.
Европейское ювелирное искусство XVIII века
В XVIII веке господствующими стилями были барокко и рококо. Это относится и к ювелирным украшениям. Модными становятся причудливость, пышность и яркие цвета. При этом лидирующую позицию занимает французское ювелирное искусство. Именно тогда украшения приобрели свой современный вид. В моду постепенно входят ювелирные ансамбли, большой популярностью у состоятельных персон пользуются крупные броши. Самым любимыми камнями оказываются бриллианты желтоватых, розоватых и голубоватых оттенков, при этом они используются как в мужском, так и в женском костюме.
Русь в XIV – XVII веках
С пришествием татаро-монгольских полчищ ювелирное дело оказалось позабыто почти на целое столетие. Многие мастера погибли или были увезены для работы у ордынских правителей. Лишь к концу XIV века начинается постепенное возвращение к древнему искусству. Центром ювелирного ремесла становится Москва, где большой популярностью пользуется техника серебряной скани.
В XVI – XVII веках ювелирное искусство активно использует эмаль и самоцветы. Украшениям этого периода присущи богатство, красочность и насыщенность цветов. Камни тоже отличаются яркостью – в почете сапфиры, рубины, изумруды. Это время называют расцветом техники чернения. Во многих городах создаются центры серебряного дела.
Европа в XIX веке
В середине XIX века ювелирное дело становится более массовым. При этом стали применяться менее ценные камни и материалы: аквамарин, горный хрусталь, малахит, искусственные бриллианты. Ювелирное искусство сменило и общий стиль – на смену рококо приходит классицизм, соответственно, украшения становятся более строгими и тщательно проработанными. Изделия с драгоценными камнями постепенно перестают использоваться в мужских костюмах, зато в моду входят набалдашники для тростей и дорогие табакерки.
Из известных мастеров можно выделить придворного ювелира Наполеона I Мартина Гийома Бьенне. В XIX столетии зарождаются такие всемирно известные дома, как Картье и Тиффани.
Ювелиры Древней Руси
Русское ювелирное искусство имеет великую историю. Свидетельством тому выступают современные археологические раскопки: качество и тонкость работы древних умельцев поражают и теперь. Ювелирное искусство Древней Руси было подвержено влиянию скандинавской, восточной и византийской культур, и в то же время неразрывно связывалось с народными обычаями и традициями.
Мастера из всех уголков Киевской Руси прекрасно владели сложнейшими техниками, в том числе художественным литьем, сканью и золотой наводкой. Великий Новгород славился своими украшениями из драгоценных металлов. Киевские ювелиры с необычайным умением обрабатывали самоцветы. Самыми распространенными украшениями были так называемые височные кольца, которые вплетались в прическу или подвешивались к головным уборам. Также женщины носили разнообразные браслеты и бусы с подвесками.
Русь в XVIII веке
В России в XVIII столетии ювелирное искусство расцвело. Это произошло во многом благодаря реформам Петра I. С тех пор ювелирное дело активно заимствует европейские тенденции, при этом сохраняя свою самобытность. В Россию нередко приезжают заграничные мастера. Среди них – известный Жереми Позье, который проработал при дворе тридцать лет и создал истинные шедевры ювелирного искусства. Лучшей его работой по праву считается Большая императорская Корона, выполненная для Екатерины II. Уникальное в своем роде изделие насчитывает почти пять тысяч бриллиантов. Сейчас эту реликвию тщательно бережет уникальный музей ювелирного искусства – Алмазный фонд в Москве.
В целом использование драгоценных камней становится популярным именно в это время. Сверкающие, яркие, великолепно обработанные и оформленные, они прекрасно дополняют и украшают пышные наряды знатных дам и вельмож.
Интересно, что и само слово «ювелир» также вошло в употребление в XVIII столетии. Оно заменило достаточно длинное название «золотых и серебряных дел мастер».
Положение дел в России в XIX веке
Высочайшего уровня ювелирное искусство в России достигло в XIX столетии. В это время существенно меняется направление работы, мастера стараются уходить от европейских традиций и возвращаются к исконно русским, придавая изделиям национальный колорит. Особенно модным становится речной жемчуг.
В Петербурге и Москве появляются крупные предприятия серебряного и золотого дела. Особенно известны фирмы Овчинникова, Постникова, братьев Грачевых и, конечно же, Карла Фаберже. Своим удивительным мастерством они покоряют не только русскую знать, но и королевские дворы Западной Европы. Однако их изделия доступны и рядовому покупателю – речь идет о портсигарах и столовом серебре.
По мнению специалистов, конец XIX – начало XX столетия является золотым веком российского ювелирного искусства.
Современное искусство
В наши дни ювелирное ремесло, пожалуй, еще больше, чем прежде, становится искусством. Украшения выступают одной из форм творческого самовыражения. Современные предприятия используют более профессиональные инструменты и доступные материалы. При этом многие изделия выполняются из синтетических материалов. И хотя они не могут превзойти красотой и совершенством натуральные камни, все же достойно с ними соперничают.
Современное ювелирное искусство достойно продолжает традиции старых мастеров. А использование новых технологий позволяет создавать все более необычные и интересные украшения.