Первые золотые цепочки появились в Древней Греции и культурах Междуречья. Они были символами божественного происхождения, богатства и знаком принадлежности к царскому роду. К счастью для нас, ювелиры смогли сделать золотые украшения намного доступнее.
Золото в чистом виде очень мягкое и имеет яркий желтый цвет. Чтобы придать нужный цвет и сделать золото более прочным, к нему всегда добавляют другие металлы.
Для придания красноватого оттенка к нему добавляют медь, а с латунью металлы плавятся быстрее, чем, если бы золото и медь расплавили без нее. В зависимости от количества, в котором в золото подмешиваются эти металлы, мы получаем сплав из золота в 14 и 18 каратов. Смесь плавят тигли, при температуре 1010° С.
Кипящий сплав выливают в литейную машину с водой, она охлаждает металл до температуры 370°С, чтобы он затвердел. Затвердевшее золото пропускают через круглую пресс-форму, придающую форму жерди, длинной 2 метра.
Разрезанную пополам жердь пропускают через обжимной прокатный стан, приводя её к квадратной форме, так ее будет легче вытянуть. Затем жердь пропускают через стан-тандем. Ролики станка вытягивают ее примерно до толщины спагетти. На выходе ролики скручивают ее в спираль, длинной 24 м. Чтобы размягчить металл, спираль отправляют в печь.
Спираль разворачивают и снова вытягивают, но уже до толщины проволоки, пропустив ее через стан с промышленными алмазами. Золото поливают жидкой смазкой, чтобы защитить его от перегрева. На выходе мы получаем золото в виде тончайшей проволоки. Проволоку наматывают на катушку. На одну катушку можно намотать до 3 км проволоки. Катушки разматывают, и снова помещают в печь, золото размякнет еще сильнее.
Специалистам на фабрике запрещено надевать ювелирные украшения, в целях безопасности. По окончании рабочего дня все рабочие проходят через металлоискатель, который сводит к минимуму любой факт кражи.
Венецианское плетение золотых цепочек
Венецианское плетение золотых цепочек изготавливают на другом станке(см. на видео). Проволоку помещают в специальный канал, в котором механические зажимы сгибают ее вокруг формы, соединяя с предыдущим звеном.
Для предотвращения от слипания в последующей стадии изготовления золотые цепочки покрывают порошком, и нагревают до 815°С.
Станок прикрепляет замки к каждому концу цепочки, ставится клеймо с указанием степени очистки золота (пробы). Цепочки вымачивают в четырех цистернах с химическими средствами. Они очищают золото от любого загрязнения. Золотые цепочки покрывают тонким слоем золота. Именно поэтому они так классно блестят. После проверки качества уже готовые золотые цепочки отправляются на прилавки ювелирных магазинов.
Этапы формирования цепочки
1. Вначале чистое золото в виде гранул или слитков расплавляют и соединяют с лигатурой. Это недрагоценные металлы, которые придают золоту нужную пробу, цвет и твердость. Например, медь дает красный оттенок, а латунь — плавкость.
2. Из смеси золота с лигатурой с помощью вальцов делают длинные проволоки.
3. При механическом плетении нити пропускают через станки, которые соединяют нити металла в цепочки разных видов плетений: «бисмарк», «панцирная» и «якорная». Первые считаются самыми крепкими, третьи пользуются наибольшей популярностью.
Золотые прутья
4. Готовые цепи ювелир режет на части (цепочки) и припаивает к изделиям замки.
5. На финальном этапе работы цепь полируют и при необходимости наносят алмазные грани. Такую специфическую огранку называют «алмазкой».
6. Цепочки из белого золота помещают в гальванические ванночки, где происходит процесс нанесения жидкого драгоценного металла — родия. Он дает изделию дополнительный красивый блеск, а еще предотвращает аллергические реакции на состав лигатуры: серебра, меди или олова.
Массивная цепочка
Больше всего ценится ручное плетение. Такие цепочки считают максимально крепкими. Например, разновидности бисмарка. Всё зависит непосредственно от мастерства ювелира. Из готовых проволок нужной толщины он делает звенья. Разными методами спайки каждого звена он создает разные плетения. Проще всего создать цепочку с якорным плетением, а вот сложный бисмарк, требует больших усилий.
Штамповка. Лист металла предварительно несколько раз пропускают через пресс. Затем куски листа режут, а ювелир продолжает работу, делая звенья и продевая их друг в друга без спайки. Штамповка — простой способ, но такие украшения легко рвутся и деформируются.
Отдельный вид цепочек —
пустотелые. Чтобы изготовить их, используют металлическую проволоку из недрагоценного металла, которую после ряда химических процессов вынимают из тела украшения. Внутри образуется пустота, поэтому серьги, кольца и цепочки получаются массивными, но достаточно легкими. При выборе кулона к такой цепи нужно обязательно учитывать его вес, чтобы изделие не деформировалось.
Создание цепочек — кропотливая и трудоемкая работа. Прежде чем аксессуар окажется на шее владельца, он преодолевает длинный путь. А покупателю остается самое приятное — найти к цепочке стильный кулон или крестик на сайте Zlato.ua. Выбирайте качественные украшения, которые сделают образ гармоничным и будут долго радовать вас.
Цепочки с разными видами плетения
Форма ромба
Панцирный вид плетения имеет отшлифованные звенья, расположенные в одной плоскости. Сцепленные петли имеют ромбическую форму и могут связываться одним, двумя и даже тремя звеньями одновременно. Существуют различные комбинации панцирного плетения. Например, маленькие звенья вплетаются в крупные или последовательно чередуются друг с другом. Первый вид носит название «Нонна», второй – «Фигаро». Еще один способ плетения, который может иметь квадратное, овальное и круглое сечение, называется «Снейк» или «Кобра». Действительно, шнур внешним видом напоминает панцирь змеи и слегка изгибается. Веревочное плетение цепи также относится к панцирному виду. Во время соединения звеньев цепь слегка прокручивается в определенную сторону, внешним видом напоминая канат.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПPOBOЛOKИ ИЗ ЗОЛОТА И СЕРЕБРА
Проволока приготовляется из слитков золота и серебра с помощью протягивания их в вальцах и циайзенах. На фиг. 1 табл. II изображены обыкновенные ручные проволочные вальцы, применяемые в небольших мастерских. Устройство вальцов понятно из чертежа. На поверхности валков имеется ряд параллельных желобов, так что между ними образуются отверстия (ручьи), которые собственно и служат для пропуска металла. Ручьи делаются разнообразной формы: круглой, овальной, квадратной и других. В больших мастерских и фабриках прокатку проволоки производят в нескольких парах валков или, как говорят, в нескольких станах, приводимых в движение паровой машиной. Сначала кус прокатывается в подготовительных вальцах, в которых он обжимается, вытягивается и, кроме того, постепенно принимает ту форму, какой желают иметь проволоку; затем прокатка продолжается в других вальцах (отделочных), имеющих ручьи одинаковой формы, но постепенно уменьшающиеся. Как при машиннои, так и при ручной прокатке проволоки, нужно соблюдать следующие правила. Слиток, подлежащий переработке в проволоку, отливают в виде продолговатого бруска — «куса» большею частью квадратного сечения; кус предварительно прокаливается и проковывается молотом: если кус золотой, то ковка производится в холодном состоянии, серебряный же кус куется и горячим. Такая обработка делается с целью придать кусу по всей длине правильную форму и такие размеры, чтобы он был немного толще наибольшего отверстия (ручья) в валках и, кроме того, притупить острые ребра и углы. В маленьких мастерских, в которых обыкновенно имеются только вальцы с однообразными ручьями (например, квадратными), проковкой молотом придают кусу форму, соответствующую ручьям; затем его прокаливают и пропускают через вальцы. Надо еще заметить, что концы куса должны иметь правильную форму; если же этого нет, то их надо опилить или обрезать; кроме того, тот конец, которым кус вставляется в валки, должен быть слегка заострен, что делается ударами молотка. Прокатку начинают с наибольшего ручья и последовательно проходят через все ручьи до наименьшего. При каждом пропускании куса он, благодаря уменьшению ручьев, делается тоньше и удлиняется, так что из последнего ручья выходит тонкая проволока (например,диаметром около 2 миллиметров = 1/10 дюйма). Если желают получить проволоку еще тоньше, то это делается, подвергая ее так называемому «волочению» в циайзенах. При последовательных пропусканиях проволоки через ручьи ее необходимо неоднократно прокаливать, так как иначе металл (т. е. золото и серебро) делается жестким и проволока может порваться. Золотая проволока после прокаливания каждый раз охлаждается и затем пускается в валки; серебряная же тянется и в горячем состоянии. При протягивании больших кусов в тонкую проволоку последняя выходит значительной длины (в несколько десятков саженей), поэтому чтобы проволока не занимала много места и не перепутывалась, ее по выходе из вальцов наматывают на барабаны или катушки и таким образом получая правильные мотки. Протягивание или «волочение проволоки» в циайзенах с помощью цибанка производится также довольно просто. Здесь мы опишем ручной цибанок хорошей конструкции (фиг. 2 табл. II). На прочном станке утверждена чугунная или железная доска д с прорезом посредине, в котором движется бесконечная коленчатая цепь, перекинутая через два зубчатых колеса к; по поверхности доски д движутся клещи (цицанги) ц; клещи с помощью кольца б с крючком в соединяются с цепью и при движении последней в сторону, обозначенную стрелкой, получают ход в ту же сторону. Цепь приводится в движение от рукоятки р, при этом вращаются зубчатые колеса л, м, п; колесо п захватывает зубьями звенья цепи; стойки с служат для ухрепления в них так называемой волочильной доски, или циайзена; проволока одним концом пропускается через отверстие в циайзене и захватывается клещами. Циайзен — волочильная доска* представляет собой плиту из твердого чугуна или закаленной стали. В каждом циайзене именуйся одно или несколько постепенно уменьшающихся отверстий (очки) разной формы, например: квадратной, круглой, полукруглой, звездчатой и проч. На фиг. 3 табл. II показан циайзен с круглыми отверстиями; на фиг. 4 изображена в увеличенном размере форма отверстий; отверстия, имеющие форму Б, служат для протягивания самой тонкой проволоки. Вставку проволоки в циайзен производят с расширенной стороны отверстий. Иногда применяют циайзены с рубиновыми очками; рубины просверливают и вделывают в медные оправы, которые затем вставляются в стальные доски. С помощью таких циайзенов получается тонкая, ровная и однородная проволока. После того как кус пропущен через все ручьи валков и получилась тонкая проволока, последнюю можно еще много раз протянуть через самые мелкие отверстия в циайзене и таким образом довести ее диаметр до 1 миллиметра и даже менее.
_______________________ * Обыкновенно волочильными досками называют чугунные или стальные плиты, имеющие лишь одно отверстие; циайзенами же называют доски со многими отверстиями.
Из кусов можно получить тонкую проволоку, не применяя вальцов, а пользуясь лишь цибанком и волочильными досками. На канительных фабриках эту работу производят следующим образом: отлитый кус сначала проковывают под молотом до известной длины и толщины; после проковки кус, для придания ему правильной округленной формы, протаскивают через 3 или 4 отверстия, просверленные в толстых волочильных досках, и затем поверхность очищается от плен и заусенцов; в это время кус имеет диаметр около 43 миллиметров, т. е. около 2-х дюймов; его потом протягивают через ряд постепенно уменьшающихся отверстий в циайзенах, причем кус удлиняется, а диаметр его уменьшается, и получают таким образом проволоку сначала в 15 — 6 мм, потом в 3 мм, в 1 мм, 1/4 мм и наконец 4/100 мм . Протяжка проволохи толщиною до 1 мм производится с помощью паровой машины, а тоньше 1 мм может быть выполнена и вручную. Чтобы вытянуть кус диаметром в 43 мм в проволоку в 4/100 мм, он пропускается чрез 111 отверстий. При волочении как золотой, так и серебряной проволоки в циайзенах ее неоднократно надо прокаливать и после каждого прокаливания дать медленно охладиться. Отверстия в циайзенах для уменьшения трения смазываются салом. При волочении проволоки в ручном цибанке, который обыкновенно применяют в небольших мастерских, поступают таким образом: сначала кус проковывают и придают ему форму, соответствующую форме наибольшего отверстия в циайзене, вместе с этим и толщину куса уменьшают настолько, чтобы он был немногим толще наибольшего отверстия; затем один конец куса заостряется, чтобы его можно было пропустить через отверстие в циайзене. Перед пропуском кус накаливается и после охлаждения заостренным концом вставляется в циаизен, утвержденный в цибанке, и захватывается клещами; надевают крючок в (фиг. 2 табл. П) на бесконечную цепь и приводят последнюю в движение с помощью рукоятки; клещи при этом будут двигаться вдоль верхней доски цибанка и тянуть проволоку; когда клещи дойдут до крайнего положения, т. е. до колеса к, вращение рукоятки прекращают, снимают крючок с цепи, передвигают клещи к волочильной доске, захватывают здесь проволоку и снова надевают крючок на бесконечную цепь, которую затем приводят в движение, и так продолжают до тех пор, пока кус (или проволока) не будет весь протянут через циайзен. Работа, как видно из настоящего описания, идет с перехватами. Затем протяжку делают через все остальные отверстия циайзена, переходя последовательно от большего к меньшему до тех пор, пока получится проволока требуемой толщины. Время от времени проволока прокаливается, чтобы придать металлу мягкость. Так как в циайзене делаются отверстия разной формы, то и проволоку получают, смотря по желанию: круглую, полукруглую, квадратную, прямоугольную, звездчатую и проч. Можно с помощью циайзена с отверстиями одной формы, например круглыми, протягивать проволоку разной формы: круглой, полукруглой, вида желобчатой полоски и проч.; для этого вставляют в отверстия циайзена железные или стальные вкладыши (сердечники), как это показано на фиг. 5 табл. I I. Заменяя одни вкладыши другими, можно получать проволоку разной формы. Очень тонкие проволоки (диаметром менее 1 миллиметра) легко протягиваются через циайзен и без цибанка; для этого нужно тольхо укрепить циайзен на верстаке или в тисках и затем, захватив конец проволоки, пропущенный через циайзен, цицангами (фиг. 6 табл. II), тянуть его от руки. Для некоторых изящных изделий и так называемых филигранных часто требуется проволока рифленая, т. е. покрытая мелкими углублениями (бороздами), идущими по винтовой линии; такая проволока приготовляется с помощью особой машинки, называемой «кордир-машиной». На фиг. 7 табл. П она показана в двух видах: спереди и сбоку. Между пластинками а а вращается с помощью рукоятки б зубчатое колесо в, зацепляющееся с шестерней г; эта последняя имеет полую ось, на конце которой находится патрон д; в патроне имеется четырехугольная вырезка (гнездо), в которую вставляются две плашки е е; чтобы плашки не выпали из гнезда, на патрон накладывают кружок к и привинчивают последний; в плашках сделаны в центре вырезы, так что сложенные вместе они образуют отверстие для прохода проволоки; стенки этого отверстия снабжены винтовой нарезкой, благодаря чему, если проволоку тянуть, как показано стрелкой, и в то же время вращать рукоятку, то на проволоке получится бороздочка, идущая по винтовой линии. Смотря по толщине проволоки, вставляют плашки с большим или меньшим отверстием. Сжатие плашек производится с помощью винта л. Кордир -машины применяются, кроме того, для свивания нескольких проволок в одну, имеющую вид шнурка; в этом случае вместо патрона д на оси шестерен наставляют другой патрон, в котором на передней стороне укреплен крючок. Закрепляют за крючок проволоки и натягивают их одной рукой, в то время как другой приводят машинку в движение: проволоки свиваются и образуют шнурок. Описанная кордир-машина имеет большое распространение на фабриках и в мастерских в Пфорцгейме в Германии. Для получения фасонной проволоки со сложным рельефом Р. Брукман с С-ми в Гейльброне в Германии предложил изобретенный им особый прибор, называемый «шайденцангами», на каковое изобретение взял патент за № 24726 Шайденцанги показаны на фиг. 8 табл. П (вид спереди и сбоку). За неимением подробного описания этого прибора ограничимся лишь следующими объяснениями: проволока п вставляется во втулку в шайденцангов и укрепляется на токарном станке; втулка снизу имеет щель, в которую при нажимании на рукоятку р входит нож н и нарезает на проволоке желаемую форму. Для одних и тех же шайденцангов делается целый набор ножей разной формы и таким образом, меняя ножи, можно получать проволоку любого фасона. Нарезку начинали с одного конца проволоки и по мере нарезания перемещают шайденцанги по длине проволоки; указатель у служит для определения, на какую величину надо подвинуть машинку, чтобы нарезка выходила правильно. Конечно, с помощью таких шайденцангов можно отделывать только толстую проволоку (т. е. стержни или прутья), которую можно укрепить и вращать на токарном станке. Прибор для определения толщины проволоки Для определения толщины проволоки служит прибор, называемый дикмассом (фиг. 9 табл. П). Он представляет собою круглую или продолговатую стальную пластинку около 1/4 дюйма толщиною, имеющую ряд просверленных цилиндрических дыр различного диаметра, от которых к краям пластинки идут прорезы. Дыры служат для измерения толщины проволоки; каждая из них обозначена номером; разница в диаметрах двух смежных номеров составляет 1/10 миллиметра. Прорезы служат для измерения толщины полос и листов.
содержание .. 11 12 18 ..
Технология плетения цепи «Бисмарк»
Основными инструментами для изготовления украшения являются различные ригели, тиски, плоскогубцы, напильники и дополнительные материалы. В домашних условиях для плетения цепочки на шею ригелями могут служить вязальные или любые другие спицы, например от зонта или велосипедного колеса. На него наматывается проволока, образуя спираль. Один конец нужно согнуть в двух местах, образуя ручку, на другом сделать пропил для фиксации проволоки.
Далее спираль необходимо нарезать на звенья так, чтобы каждая петля содержала два витка. Затем в один элемент с помощью плоскогубцев вкручивается второй до характерного щелчка. Таким образом изделие наращивается до необходимой длины. Во время плетения цепочки два витка каждого звена нужно сжать для фиксации.
Для пайки петель нужен припой. Это сплав различных металлов в виде тонких пластинок или проволоки. Перед спаиванием необходимо взять маленький кусочек припоя и расплавить пламенем горелки. Затем переместить шарик паяльником в стык звена, которое также нужно нагреть, и дать ему растечься. Повторить процедуру с остальными петлями. На последнем этапе цепь выравнивается путем протягивания через вальцы.
Способ плетения «звено в звено»
Для изготовления цепочки своими руками данным методом необходимо подготовить звенья нужной формы. Главным параметром при любом плетении является соответствие диаметров колец и проволоки. Чем тоньше материал и шире звено, тем цепь становится ненадежнее. Противоположный вариант создает трудности в плетении. Кольца изготавливаются путем наматывания проволоки на ригель, поэтому он также не должен быть слишком маленьким.
Поочередно вдеваемые друг в друга петли должны иметь одно направление. Запаивать концы петель можно как во время плетения, так и после него. При нагревании плавящийся металл должен залить промежуток в месте откуса. Таким образом будет устранен возможный разрыв цепи, и кольца получатся непрерывными.
Как носить золотые цепи
Правда, даже тщательная проверка изделия перед покупкой не дает стопроцентной гарантии в его «неубиваемости», если вы не соблюдаете простые правила ношения украшений и ухода за ними. О каких правилах идет речь?
Носить цепочку не снимая на протяжении долгих лет — не лучшая идея. Поверьте, если вдруг у вас ни с того ни с сего порвалось украшение, нет смысла терзать интернет вопросом, почему рвется золотая цепочка. Вам, конечно, будут даны тысячи ответов (главные из которых свидетельствуют о наличии на вас сглаза или порчи). Но на самом деле нельзя назвать такую ситуацию «ни с того ни с сего»! Вы носили украшение не снимая, спали в нем, ходили в спортзал и в душ, убирали в квартире и бродили по лесу — да мало ли что еще! И вот день за днем, год за годом звенья цепочки потихонечку перетирались, не выдерживая ваших «экстремальных» условий жизни. А на первый взгляд — конечно, цепочка порвалась «просто так».
Не менее вредным для золотых украшений считается контакт с бытовой химией, различными моющими и чистящими веществами. Золото очень легко идет на контакт с хлором, йодом и бромом. Поэтому, наверное, снимать цепочку перед заплывом в бассейне — очень разумная идея. И не надевать ее, когда вы решили прогенералить квартиру.
А вот что цепочке не повредит — так это разумный и бережный уход. Он несложен! Конечно, время от времени вы сами можете промывать украшение в теплой мыльной воде, затем полоскать в холодной и полировать его мягкой тряпочкой. Но, возможно, более разумным решением будет отдать украшение на чистку специалисту. Уж он-то гарантирует вам, что будет использовать мягкие, щадящие чистящие средства, которые не оставят на изделии даже микроцарапин. Все-таки прогресс не стоит на месте, и народные средства постепенно уступают свое место профессиональной чистке. Наверное, оно и к лучшему. По крайней мере, регулярная чистка и профилактика — залог того, что любимое украшение прослужит вам очень много лет, не теряя своей внешней привлекательности.
Выбрать качественную, красивую цепочку — непростая задача. Ведь надежность и эстетичность должны быть слиты в ней максимально гармонично. Долго и с комфортом носить украшение и выглядеть в нем на все сто — кто скажет, что важнее сегодня? Да и нужно ли выбирать? Узнав, как делают золотые цепочки, вы с большей легкостью сможете выбрать изделие для себя. Ведь теперь вам открыто все тайное закулисье ювелирного производства. Уверены, вы сможете достойно распорядиться имеющейся у вас информацией!
Морской якорь
При якорном способе соединяемые звенья сцепляются друг с другом под углом в 900. Петли классической цепи имеют форму овала. Это самый простой метод плетения, которым можно изготовить цепочку своими руками. Если между звеньями расположена перекладина, то плетение носит название «Морской якорь». Существует сцепка не только узких, но и широких колец – ролло или шопард. Венецианское от классического плетения отличается звеньями, которые могут принимать форму квадрата или прямоугольника. В одном блоке может содержаться несколько элементов.
Волшебство рукотворных шедевров
Какими бы красивыми ни были заводские украшения из золота, цепочки ручного плетения всегда будут иметь статус неповторимого, аристократического эксклюзива. Каждое такое изделие хранит в себе тепло рук мастера и его энергетику, поэтому не обращайтесь к первому попавшемуся ювелиру. Сначала наведите о нем справки, узнайте, как носятся созданные им цепочки, не изменилась ли судьба их владельцев в лучшую или худшую сторону.
Не верите в мистику? Тогда просто посмотрите на образцы цепочек, оцените качество и выберите ту, чей рисунок понравился больше всего. Ювелир может и порекомендовать то или иное плетение, в зависимости от того, какую задачу будет выполнять украшение: подчеркивать серьезность делового костюма, оттенять роскошь вечернего платья, дополнять демократичный стиль одежды.
Вы будете удивлены, но цепочки аппаратного плетения, сделанные на заказ, стоят на порядок выше, чем ручная работа. Они более приближены к стандартам, а значит, более прочные и надежные. Вы можете принести свое золото, и заплатить только за работу — весьма удобно при наличии дома достаточного количества золотого лома. Для каждой цепочки мастер подбирает свой режим работы станка, четко выверяя каждое звено, чтобы цепочка получилась идеальной.
Золотые цепочки, представленные в ювелирных магазинах, стоят не так дорого благодаря высокой автоматизации производства на заводах-изготовителях. Отлаженная схема создания цепочек позволяет снизить временные затраты на плетение и, соответственно, уменьшить себестоимость изделия. Кстати, крупные ювелирные магазины предоставляют возможность поменять золотой лом на готовое изделие, доплатив только за работу и недостающие граммы.
Перед тем, как приобрести цепочку проверьте ее на гладкость и отсутствие заусенцев, удостоверьтесь в наличии пробы и клейма изготовителя, испытайте на прочность замок. Надеемся, Ваше новое украшение из золота в независимости от того, кто его сделал — человек или станок, будет радовать долгие годы.
Что понадобится
Разумеется, нужен золотистый бисер. Его потребуется около 5 граммов. Чем больше бисера, тем длиннее будет цепочка. Из 5 г бисера получается цепочка длиной 46 см. Также нужно иметь под рукой:
- крепление от какой-нибудь старой ненужной цепочки;
- иглу;
- нить для плетения бисерных изделий.
Будучи сплетенной на нити, готовая цепочка получится тонкой и изящной, хорошо имитирующей золото. Если специальной нити у вас нет, вместо нее можно использовать тонкую леску. Цепочка в этом случае получится более жесткой, но также будет выглядеть эффектно. Сам бисер для плетения изделия лучше брать помельче. Тогда цепочка будет смотреться эффектнее.
История древнейшего украшения
Сегодня нам доподлинно неизвестно, где жил тот умелец, который первый придумал делать звенья из драгоценного металла и соединять их между собой. Неизвестно, как его звали. Одно несомненно: это случилось очень и очень давно. Ведь впервые модные золотые цепи появились практически в одно и то же время в Древней Греции и в Древнем Египте. Правда, «модной» по тем временам считалась исключительно массивная цепь, которую могли себе позволить только очень состоятельные мужчины.
Считается, что солнцепоклонники украшали себя изделиями из желтого металла, чтобы уважить божество и уподобиться ему. А знатные граждане Греции и Египта, как свидетельствуют раскопки, всегда были погребены в полном облачении: оно включало в себя в том числе тяжелейшие золотые цепи.
Шло время, и «мужское» украшение облюбовали представительницы прекрасной половины человечества. Тогда стильная золотая цепочка стала гораздо тоньше и легче и в общем приблизилась к тому виду, который мы знаем сейчас. Тогда же фантазия девушек разыгралась, и женские цепочки стали носить не только как отдельное ювелирное изделие, но и как основу под кулон. А кроме того, подобный аксессуар стали надевать не только на шею, но и на руку, ногу и даже вплетать в прическу.
Свои нагрудные украшения существовали и у наших ближайших предков. Так, например, до XIII века на Руси было модно украшать себя так называемыми «привесками». Так назывались обереги из металла или камня, которые были подвешены на цепочку.
Интересно, что мода на конкретную форму звена была очень изменчивой. И только спустя долгое время были определены самые популярные геометрические фигуры, из которых изготавливали звенья цепи. Это были:
- кольца;
- овалы;
- квадраты;
- ромбы.
Вопрос, как делать цепочки, тогда просто не задавали: исключительно вручную. Разумеется, никаких машин и механизмов наш древний предок еще не знал, и поэтому каждое украшение изготавливалось золотых дел мастером — цепевязом. В том числе и поэтому цепочка воспринималась как очень дорогой аксессуар. Оплатить стоимость драгоценного металла и услуги цепевяза могли себе позволить очень немногие, поэтому в Средневековье такое украшение долго оставалось неизменным символом богатства и высокого положения в социуме.
Как это часто бывает, машинный труд ценится гораздо меньше ручного. И потому появление цепевязальных станков частично решило проблему заоблачной стоимости золотых украшений.
Франция оказалась первой страной, в которой машинная вязка цепей была поставлена на поток. Во время Французской революции (а это конец XVIII века) впервые был изготовлен станок для плетения цепочек. Он значительно упрощал производство украшений и удешевлял его. Интересно, что основой для первого станка послужила… швейная машинка. Специалисты стремились сделать так, чтобы станок повторял движения человека, мастера, — только, разумеется, делая это быстрее и совершеннее.
Спустя время появились компании, которые специализировались именно на изготовлении таких вот цепевязальных станков. Дело стало прибыльным, а в выигрыше оставались все: и производители станков, и ювелиры, и конечные потребители.
Доступность и престиж
Собственно, только в середине прошлого столетия золотые украшения стали доступны очень многим людям. Разнообразные аксессуары, выполненные из главного драгоценного металла, украсили образы модников и модниц. И хотя сегодня золотые цепочки лишены того статуса, который был у них десять веков назад, они по-прежнему остаются престижным и востребованным украшением. Причин тому может быть несколько.
- Символика круга. Какими бы современными людьми мы себя ни считали, где-то глубоко в подсознании у многих остается вера в приметы, которые были важны для наших далеких предков. Круг в сознании древних — символ идеала и самый мощный оберег. А цепочка состоит из множества маленьких кружочков-звеньев, которые оборачиваются вокруг шеи в большой круг. Цепь, таким образом, — это защита. Пусть и на подсознательном уровне.
- Символика золотого металла. Золото — символ Солнца. Вспомните, как часто зимой или в пасмурные дни нам не хватает тепла и света нашего солнышка. Золото — «представитель Солнца на Земле» — способен восполнить недостаток энергии в организме, подзарядить вас и подарить оптимизм и успешность.
- Универсальность. Не существует человека, которому не пошла бы золотая цепочка. Таких просто нет. Тонкая, толстая, простая, фантазийная, короткая, длинная — выбор поистине бесконечен.
- Сочетаемость. Такой аксессуар прекрасно смотрится на человеке любого пола, возраста, комплекции, социального статуса. Цепочка выигрышно оттеняет смуглую и бледную кожу, светлые или темные волосы, голубые или карие глаза. А главное — она идеально сочетается с любой одеждой — без исключения!
- Долговечность. При условии покупки качественного товара и аккуратном его использовании цепочка прослужит верой и правдой не только вам, но вашим детям и внукам. Как минимум.