Перегородчатая эмаль: мастер-класс. Техника перегородчатой эмали

Знаменитая ипатьевская летопись доносит до нас рассказ о дивных творениях русских мастеров-ювелиров, украшавших свои изделия финифтью – составом из затвердевшего после обжига цветного стекловидного порошка, позволявшего достигать необыкновенного зрительного эффекта. Эта технология пришла на Русь из Византии, где появилась в VI веке. В наши дни старинное слово финифть ушло из обращения, уступив место употребляемому ныне термину – художественная эмаль.

Что такое декоративная эмаль?

Прежде чем начать разговор о том, что представляет собой художественная техника, получившая название «перегородчатая эмаль», остановимся подробнее на описании самого этого состава, используемого ювелирами и мастерами декоративно-прикладного искусства. Как было сказано выше, эмаль – это порошок, полученный в результате измельчения цветных стекловидных пластин.

Смоченный водой и превращённый в сплошную податливую массу, состав наносится в ячейки, сделанные на поверхности изделия. Следующим этапом работы является обжиг. Он производится либо в печи, либо специальной газовой или бензиновой горелкой. Под действием высокой температуры ( от 700 до 900 °С) стекловидная масса твердеет и принимает свой неповторимый вид.

Особенности работы с эмалью

В зависимости от состава измельчённой стекловидной массы, температуры, а также продолжительности обжига, получившаяся в результате эмаль может иметь различную степень прозрачности либо быть совсем непрозрачной – глухой. Это открывает мастеру широкие творческие возможности, так как позволяет добиваться самых разнообразных эффектов.

Спектр техник, применяемых в работах такого рода, весьма богат, и одной из них является перегородчатая эмаль. Украшения, выполненные с её использованием, не имеют широкого распространения и считаются элитарными. Причина заключается в сложности их изготовления и невозможности механизации производственного процесса. Каждая вещь является уникальным авторским произведением. Если учесть также, что в работе часто используются благородные металлы, то становится понятным их высокая цена и низкая доступность.

Как создаётся перегородчатая эмаль

В первую очередь на золотой, серебряной или мельхиоровой (реже медной или стальной) поверхности, являющейся основой композиции, гравируется, а иногда прорезается насквозь контур будущего рисунка. Затем по его краям напаиваются металлические перегородки, толщина которых редко превышает один миллиметр. Эти перегородки, давшие название описываемому виду эмальерной техники, образуют как закрытые, так и открытые ячейки, которые заполняются ещё жидкой и вязкой разноцветной массой.

После того как в процессе обжига эмаль затвердеет, производится шлифовка и полировка изделия. Делается это таким образом, чтобы поверхность перегородок и эмали создала единую плоскость. Техника перегородчатой эмали значительно усложняется тем, что при обжиге слой материала подвергается усадке и становится ниже перегородки. В результате приходится пополнять ячейки и заново обжигать изделие. В зависимости от целого ряда технических факторов и художественного замысла автора, обжиг может повторяться от пяти до ста раз.

Уникальные изделия и ширпотреб

Следует заметить, что невозможность влиять на процессы, протекающие в эмали при воздействии высоких температур, обуславливает оригинальность и неповторимость каждого изделия. Дважды добиться одного и того же эффекта практически невозможно, поэтому каждое произведение, выполненное в этой технике, уникально.

Перегородчатая эмаль не является единственной эмальерной техникой в декоративно-прикладном искусстве. Наряду с ней широко используется и так называемая выемочная. От перегородочной она отличается тем, что стекловидным составом заполняются не ячейки, образованные напаянными перегородками, а специально сделанные углубления, форма которых соответствует линиям рисунка. В современном производстве бижутерии с этой целью обычно применяются штампованные заготовки или сделанные путём литья. В этой же отрасли при изготовлении изделий ширпотреба используется и имитация перегородчатой эмали.

Искусство эмали в 16 веке

В 16 веке при Иване IV Грозном и Борисе Годунове искусные ювелиры из разных концов Русской земли создавали в мастерских Кремля изделия, украшавшие придворный быт.

Евангелие Ивана Грозного 1571 г.

В 1571 году Иван Грозный готовился к свадьбе с Марфой Собакиной. Тогда же он приказал кремлевским ювелирам исполнить Евангелие и пожертвовал его в Благовещенский собор. Оклад книги украшен чеканными медальонами, крупными драгоценными камнями, а изящный сканный узор из тонкой золотой проволочки залит эмалью. Её изысканная цветовая гамма строится на сочетании нежных, светлых тонов: белого, зелёного и чрезвычайно богатого по оттенкам голубого- от интенсивного василькового, бирюзового до лилового. Подобноо сверкающим брызгам на орнаменте застыли вплавленные в эмаль золотые капельки зелени.

Евангелие Ивана Грозного.1571 г

Эффект оконных витражей

Перегородчатая эмаль имеет и ещё одну разновидность. Она носит название витражной или оконной эмали. Это техника характерна тем, что в ней не используется металлическая основа. Своё название она получила из-за того, что выполненные на её основе изделия напоминают по виду витражи окон. Они полностью прозрачны, и свет, проникая сквозь стекловидную массу, создаёт иллюзию цветного витражного стекла, обрамлённого металлом.

Изделия, выполненные в этой технике, необычайно красивы. Металлический каркас, заполненный эмалью, выглядит как тонкое кружево, сделанное из золота, серебра или меди. Он изготавливается путём выпиливания или монтирования и последующей спайки деталей, изготовленных из скрученной особым путём проволоки. Цветная эмаль, заполняющая промежутки между перегородками, создаёт непередаваемую игру света.

Эмалевые миниатюры 18 века

Творчество мастеров этого столетия, в частности, сольвычегодских, подготовило появление в 18 веке эмалевой миниатюры. Среди её жанров преобладал портрет, и не случайно. Петровская эпоха утверждала значение человеческой личности. В это время начала формироваться национальная школа портретной живописи.

Миниатюры исполнялись на меди, серебре и золоте. Металлическая пластина покрывалась слоем однотонной, обычно белой эмали и обжигалась несколько раз, пока не становилась ровной и гладкой. Нанесённую роспись покрывали фондоном — прозрачной стекловидной массой, предохраняющей живопись от царапин. А оборотную сторону пластины обязательно заливали контрэмалью, иначе из-за неравномерного охлаждения металла и эмали на поверхности могли образоваться трещины. При росписи эмальер применял технику пунктира: наносил краску точечными прикосновениями кисти. Это давало возможность передать тончайшие цветовые нюансы и светотень.

Художник- эмальер Мусикийский Г.С.

Создатель русской портретной миниатюры по эмали — Григорий Семёнович Мусикийский. Известно, что в 1710 году он числился живописцем Оружейной палаты, а спустя несколько лет назван в документах «финифтяных дел мастером». Сохранилось немало его работ. Среди них преобладают портреты Петра I, его жены Екатерины I, их детей, князя Меньшикова. Эмальеры никогда не писали с натуры, а повторяли известные живописные образцы. В Государственном Эрмитаже хранится потрет Петра I кисти Мусикийского, исполненный с оригинала известного художника Яна Купецкого. Петр изображён как государственный деятель-преобразователь на фоне основанной им новой северной столицы и русского флота. Красивое цветовое решение: чистые лазоревые и малиново-красные тона в сочетании с тёмными латами и белой горностаевой ментией создают насыщенную колористическую гамму.

Мусикийский Г. С. Портрет Петра I. 1720 г

Применение

Эмалевые миниатюры в 18 веке вставляли в кольца, медальоны, браслеты, помещали на табакерках, использовали для украшения предметов культа. И если в середине столетия финифть была яркая, сочная, то позднее ей на смену приходит двухцветная, исполненная в бело-серых или бело-голубых тонах — так называемая гризайль.

Ювелиры изобретали и новые декоративные приёмы. Мастера Великого Устюга покрывали поверхность медных блюд, кубков, чарок однотонной эмалью и вплавляли в неё серебряные рельефные накладки, которые отливали в специальных матрицах. Это могли быть букеты цветов, всевозможные гербы, дамы и кавалеры в пышных костюмах, мифологические сцены и пейзажи и даже целые города и крепости. На белом, голубом, синем, бирюзовом фоне изображения выглядели нарядно.

Стакан. Великий Устюг. конец 17 в.

Гильошировка

В последней четверти 18 века была распространена гильошировка эмали. На поверхность металла наносили орнамент в виде лучей, звёзд, концентрических кругов, зигзагов, а сверху покрывали прозрачной эмалью. И она сверкала так, что могла соперничать с блеском драгоценных камней. Эту технику ювелиры использовали при создании изящных табакерок, вошедших тогда в моду и ставших неотъемлемой деталью костюма.

Табакерка со сменным декором. Гильошировка эмали.1760-е годы

Традиции китайской эмали

В истории декоративно-прикладного искусства особое место занимает китайская эмаль. Перегородчатая эмаль, называемая клаузане, не была изобретением самих китайцев, а попала к ним из Франции, но получила своеобразное развитие, обусловленное местными национальными традициями. От своего первоисточника она унаследовала главным образом название, происходящее от исковерканного французского слова Cloison – «перегородка». До появления в Китае этого вида эмальерной техники там использовался её выемочный вариант.

В Дворцовом музее Пекина в большом разнообразии экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства, среди которых особо выделяется китайская эмаль. Перегородчатая эмаль представлена, главным образом изделиями XV века периода Сюаньде и Цзинтай. Это неслучайно, так как период династии Мин, к которой принадлежали упомянутые правители, считается временем наибольшего расцвета этой области искусства. На основе собственных технологий, а также заимствованных в Европе, китайские мастера с необыкновенной фантазией украшали настольные и напольные вазы, чашки, конфетницы, а также разнообразные лампы.

Художественная эмаль из Грузии

Особым почётом у коллекционеров и просто любителей искусства пользуется также грузинская перегородчатая эмаль. Её наиболее ранние известные образцы относятся к IX веку, причём изготовлены они были по той же технологии, что используется в наши дни. Искусство Грузии, которое отличает своеобразный колорит и неиссякаемая энергия, воплотило в себе многие европейские и восточные традиции. Именно поэтому в него столь органично вписалась перегородчатая эмаль, технология которой пришла в эти края из Западной Европы. Здесь она не только была освоена, но и получила дальнейшее развитие, благодаря которому появились многие шедевры национальной грузинской школы.

Обзор

Развитие византийского искусства эмали приходится на 6–12 вв. В Византийцах усовершенствовали форму эмалирования называемых cloisonné , где золотые полосы припаяны к металлическим опорной плите , делающей контур изображения. Углубленные пространства между золотой филигранной проволокой затем заполняются цветной стеклянной пастой или флюсом, который заполняет негативное пространство в дизайне любым выбранным цветом. Византийские эмали обычно изображают интересующего человека, часто члена императорской семьи или христианскую икону. Эмали, поскольку они созданы из дорогих материалов, таких как золото, часто бывают очень маленькими. Иногда из них делают медальоны, которые служат декоративными украшениями или украшают церковные украшения, такие как обложки для книг, литургическое оборудование, такое как чаша и патен , или, в некоторых случаях, королевские короны. Коллекции небольших эмалей могут быть собраны вместе, чтобы создать большую повествовательную экспозицию, например, в алтаре Pala d’Oro .

Многие известные сегодня образцы византийской эмали были переделаны в новую обстановку, что особенно затрудняет датирование там, где не видны надписи или идентифицируемые лица. В Латинской крестоносцев , которые уволенные Константинополь в 1204 году, взял много примеров византийской эмали с их обратно на запад. Разрушение Константинополя означало, что производство эмалевых произведений искусства пришло в упадок в 13 веке. Вполне возможно, что многие образцы, оставленные в городе, были переплавлены и перепрофилированы Османской империей , которая мало заботилась о религиозном значении искусства и могла повторно использовать золото, но не стекло.

Эмаль в минувшие времена и сегодня

Известно, что мастера перегородчатой эмали прошедших веков использовали для получения нужного им состава иные компоненты, чем их современные последователи. В одном из старинных рецептов сказано, что для приготовления эмали требуется одна часть чистого кварцевого песка, одна часть борной кислоты и две части свинцового сурика. Для придания составу нужного цвета использовались различные пигменты в виде окисей кадмия, кобальта или меди.

В XX веке техника эмали вышла за рамки своего традиционного использования и, кроме декоративно-прикладного искусства, стала применяться везде, где требуется создать долговечную и химически стойкую поверхность. Появились технические эмали. Соответственно, изменилась и технология их приготовления.

Проблемы с датировкой и происхождением

Многие образцы византийской эмали трудно датировать из-за отсутствия надписи или идентификации личности. В этих случаях необходимо предположить дату рассматриваемого объекта путем сравнения с аналогичными объектами с известными датами. Это можно сделать, изучив источники материалов и сравнив стили. Например, объекты с зеленым стеклом, состоящим из аналогичного материала, могут быть сгруппированы в одном диапазоне дат. Происхождение византийской эмали зачастую еще труднее определить, поскольку почти все, что производилось, с начала 13 века хранилось на Западе. Один из способов угадать происхождение произведения — проверить качество греческих букв; чем точнее греческий, тем вероятнее, что произведение пришло непосредственно из Византийской империи.

Перегородчатая эмаль: мастер-класс

В завершение статьи мы приводим подробный рассказ о том, как самому изготовить панно, выполненное в технике перегородочной эмали. Этот своеобразный мастер-класс позволит каждому желающему попробовать свои силы в создании произведения декоративно-прикладного искусства.

Прежде всего нужно взять подходящую по размеру и толщине медную пластину и отжечь её до появления красного цвета, а затем охладить в воде. Это придаст материалу мягкость и предохранит от деформации при дальнейшем обжиге самой эмали. После этого пластина вытирается и тщательно зачищается наждачной бумагой. Не следует добиваться идеально гладкой поверхности, так как легкая шероховатость будет способствовать лучшему соединению металла с эмалью.

От нанесения рисунка до установки перегородок

Следующий шаг – нанесение на пластину рисунка. Это может быть как собственная композиция, так и перенесённая из книги с помощью кальки и копировальной бумаги. Чтобы изображение было более чётким, пластину можно предварительно покрыть белой гуашью. Когда рисунок обозначен, его следует процарапать с помощью стальной чертилки, применяемой в слесарных работах. После этого пластина тщательно промывается и ещё раз прокаливается на огне.

Для изготовления перегородок рекомендуется использовать медную проволоку диаметром примерно 0,8 миллиметра. Её предварительно пропускают через вальцы или просто расплющивают молотком. Получившаяся полоса приклеивается ребром к пластине, в точности повторяя линию рисунка. Для этой работы обычно используют спиртовой клей БФ-6.

Нанесение эмали и обжиг

Для изготовления панно следует применять эмаль в виде порошковой массы. В продаже бывают её разновидности с добавлением золотых или серебряных частичек, что придаёт изделию более дорогой и изысканный вид. Порошок разводят водой и образовавшейся массой заполняют промежутки между перегородками. Для этой цели удобно использовать шпатель и кисть. Важно, чтобы слой эмали был равномерно уложен ровно по высоте перегородок.

На следующем этапе потребуется сушильная печь. В ней изделие просушивается при температуре 60 °С до тех пор, пока из эмалевой смеси полностью не испарится вода. По завершении этого процесса пластину на подставке из жаропрочной стали помещают в муфельную печь и производят обжиг. Если есть возможность регулировать температуру в печи, то желательно довести её до 850 °С, если нет, то нагрев следует продолжать до тех пор, пока поверхность изделия не станет глянцевой.

Закрепление эмали на изделиях происходит разными способами — горячими и холодными.


ГОРЯЧИЕ ЭМАЛИ

Современные горячие эмали — фавориты в эмалевых украшениях. Эмаль припекается к металлу в муфельных печах при температуре 600-800C. Затем изделие охлаждают и полируют.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]