Техника ювелирной эмали. Горячая и холодная эмаль.


Пусть это будет тоже мастер-класс, но только не визуальный, как обычно, а информационно-образовательный.

Я подробно в статье расскажу о технологиях и техниках ювелирных эмалей, о перегородчатой эмали, о ее истории в России и в мире, об основных течениях и применениях ювелирных эмалей в настоящее время.

Надеюсь, что Вам будет познавательно и интересно читать данную статью.

Эмалирование – это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов.

Холодная эмаль

Свое назначение холодная эмаль получила по причине особенностей техники нанесения. Перед нанесением на украшение готовится жидкая эмаль, которую смешивают с катализаторов. При этом получается специальная паста, которая и наносится на украшение. Для нанесения используется тонкий инструмент. После нанесения эмаль сушится на протяжении нескольких суток.

Для повышения прочности и долговечности эмали для ее затвердевания может использоваться ультрафиолет. Это позволяет ускорить и процедуру сушки эмали. С холодной эмалью достаточно легко работать. К тому же готовое изделие редко скалывается. Методом холодной эмали чаще всего изготавливают недорогие украшения.

История возникновения

Эмаль использовали для изделий ещё древние русичи. Они её называли финифтью. Ею украшали не только ювелирные изделия, но и использовали для декоративно-прикладного искусства: оформляли чаши, кубки, ларцы, шкатулки.

Древнейшие изделия с оригинальной глазурью нашли на Кипре во время раскопок. Также следы этого творчества найдены в Египте, Индии, Византии. Так как Византийская империя имела тесные связи с Киевской Русью, то эта техника пришла и в наши края.

В X-XI веке на Среднем Востоке горячей эмалью наносили орнаменты на предметы утвари. Мастера Византийской империи также наносили её на посуду.

Расцвет эмалирования пришёлся на XII-XVI столетия. Тогда китайские императоры приказывали сочетать металл с литьём. Так эмаль стали наносить на медь. Для этого был создан специальный состав голубого цвета. Позже техника в голубых тонах стала достоянием китайского прикладного искусства. Китайская техника эмалирования является популярной по всему миру. Узорами в небесной гамме покрывают не только украшения, но и шкатулки, блюдца, чашки, вазочки, бокалы.

Позже нанесение горячей эмали стали применять не только для предметов кухни, но и обрамляли ею иконы, зеркала, оклады. В XIX-XX столетиях стал популярен стиль модерн, когда художественной глазурью оформляли украшения и декоративные изделия. Химия продвинулась далеко вперёд, и благодаря этому специалисты разработали целую палитру оттенков эмали.

Горячая эмаль

Для получения более красивого украшения требуется использования сложную технику горячей эмали. Однако использование горячей эмали требуется особого мастерства и специального оборудования. Для этого требуется развести водой стеклянный порошок и нарисовать узоры на украшении подобно краски. После этого изделие нужно высушить в специальной печи, чтобы на поверхности украшения не появились пузырьки воздуха. Поэтому обжиг изделий осуществляется при температуре до 900 градусов.

Ювелирные украшения могут быть достаточно сложными. В таком случае мастеру может потребоваться наложить несколько десятков слоев эмали, каждый из которых необходимо обжечь в печи. Температура, при которой осуществляется обжиг эмали, подбирается на основе личных предпочтений мастера. Именно поэтому каждое изделие, выполненное с помощью горячей эмали, имеет индивидуальный дизайн.

Техника ювелирной эмали

Ювелирные изделия с эмалью — визитная карточка SOKOLOV. Тысячи женщин по достоинству оценили коллекции Russe, My story, Etude и другие украшения бренда. Мы расскажем о том, как изготавливают ювелирные изделия с холодной и горячей эмалью и, что не менее важно, — как её сохраняют в первозданном виде.

Холодная эмаль

Холодные эмали получили своё название благодаря особенностям технологического процесса. Мастера-эмальеры являются специалистами высочайшего класса. Это одна из творческих профессий ювелирного производства. Она же является и одной из самых сложных — над некоторым украшениями мастер может трудиться целый день. Особенно важен профессионализм при изготовлении серег. Оба изделия, входящие в комплект, должны выглядеть одинаково, что особенно сложно, учитывая ручное производство.

Жидкая двухкомпонентная эмаль смешивается в определенных пропорциях с катализатором, образуя кремообразную пасту. Затем с помощью специального инструмента эмаль наносится на поверхность металла. В некоторых случаях эмаль прокладывается с помощью индивидуально разработанного инструмента с улучшенной эргономикой, который позволяет прокрашивать изделия в труднодоступных местах.

Техника холодной эмали отличается тем, что после нанесения эмаль застывает при комнатной температуре в течение 72 часов, а при температуре 60 градусов — в течение 3 часов, и выглядит, как керамическое покрытие. При этом колорист может смешивать эмали, чтобы получить различные цвета и оттенки по системе Pantone. Проложенная таким образом эмаль ещё называется теплоотверждаемой.

Особый вид эмали — светоотверждаемый. Так называют покрытие, которое застывает под воздействием специального освещения.

К достоинствам так называемых холодных эмалей можно отнести простоту и технологичность их применения. Нанесение покрытия практически не требует оборудования, а также специфической подготовки поверхности изделия. Эмали отлично закладываются на любые сплавы, они пластичны и достаточно неприхотливы в эксплуатации.

Горячая эмаль

Технология нанесения горячей эмали более сложная.

Изначально эмаль представляет собой стекловидные пластины. Художник измельчает их и растирает в керамической ступке до получения мельчайшего порошка. Эмалевый порошок смачивается водой до нужной консистенции и смешивается в кремообразную пасту.

Только после этого покрытие можно наносить специальным инструментом на поверхность металла. Затем горячая эмаль отправляется в печь и обжигается. Разные виды и цвета эмали имеют разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов. Во время обжига порошок сплавляется в цветной стекловидный слой и, в зависимости от типа эмали, становится прозрачным или так называемым глухим — то есть цветным непрозрачным слоем эмали. После застывания изделие шлифуется и повторно отправляется в печь, чтобы обеспечить идеально гладкую поверхность.

Исходя из особенностей композиции изделия и задач, стоящих перед мастером, работа может обжигаться от 5 до 100 раз. Сложность состоит в том, что мастер не имеет возможности вмешиваться в процесс, а может лишь, основываясь на опыте и интуиции, регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения с эмалью — повторить его не в силах даже автор. Каждое произведение существует лишь в одном экземпляре, оно уникально.

Как ухаживать за украшениями с эмалью?

Украшения с эмалевым покрытием отличаются от других изделий не только оригинальным дизайном, но и специфическим уходом. Для сохранения первоначальной яркости эмалевых красок необходимо соблюдать несколько несложных правил.

Правило 1. Декоративное покрытие представляет собой тонкий слой стекла, поэтому оно чувствительно к механическим воздействиям. От удара на эмали могут образоваться сколы и трещины, поэтому изделия с эмалью не рекомендуется ронять.

Правило 2. Украшения с эмалью необходимо беречь от воздействия прямых солнечных лучей, а также перепадов температур. Их не рекомендуется надевать в солярий, на пляж, в баню или сауну. В противном случае покрытие может поблекнуть или потрескаться.

Правило 3. Не допускайте контакта эмали с кислотами, щелочами и хлором, то есть с любыми моющими средствами, порошками и чистящими гелями. Также покрытие может повредиться от взаимодействия с косметикой (кремы, лосьоны, шампуни и т.п.) и морской водой.

Правило 4. Для того чтобы сохранить яркость украшения, но не повредить эмалевого покрытия, изделия с эмалью необходимо мыть в прохладной воде, добавив туда небольшое количество нашатырного спирта. Для чистки эмали можно использовать мягкую щёточку и зубной порошок. Затем украшение необходимо промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Однако лучший уход для украшений с эмалью может выполнить только специалист в ювелирной мастерской.

Правило 5. Изделия с эмалью рекомендуется хранить отдельно, чтобы их поверхность не соприкасалась с другими металлами.


Способы нанесения эмали на украшение

Существует несколько основных техник нанесения эмали на ювелирные украшения. К наиболее востребованным относится:

  1. Перегородчатая эмаль. В данном случае необходимо нарисовать контур будущего изображения на металлической пластике. Именно по этому контуру и будут напаиваться тонкие металлические полоски. Полученные ячейки засыпаются порошком, из которого и будет выполнена эмаль. На этом этапе изделие обжигается в печи, поэтому эмаль плавиться, заполняя собой металлические перегородки. После чего достаточно только отшлифовать и отполировать изделие.
  2. Витражная эмаль. Особенности техники схожи с предыдущей. Витражная эмаль также создается путем заполнения ажурного каркаса порошком для эмали. Однако в данном случае не используется металлическая пластина в качестве основы. В таком случае используется цветная полупрозрачная эмаль, которая после обжига играет на солнце, напоминая витраж. Но создание витражной эмали – сложная работа. И маленькая ошибка может привести к необходимости начинать работу заново.
  3. Живописная эмаль. Этот тип эмали предполагает необходимость писать настоящую картину на ювелирном изделии. Металлическая основа будет выступать холстом, а эмаль – маслом. После обжига живописная эмаль обретает глубину.

Также эмали делятся еще и по внешнего виду. По этому параметру их можно разделить на прозрачные, прозрачные цветные, опаловые и непрозрачные.

Где приобретают ювелирные творения с горячей или холодной эмалью

Профессиональные ювелиры наносят «краску» на поверхность драгоценных металлов. Соответственно, такие изделия продаются в ювелирных салонах и мастерских. Не стоит обращать внимание на предложения «из непонятных источников». На драгоценностях, как и на классических вариантах с камнями, должны присутствовать ювелирные бирки. На них не будет указания о составе эмали, но обязательно будет информация о типе сплава и весе украшений.

Соблюдайте советы по выбору и по уходу за ювелирными украшениями с эмалью, тогда они прослужат вам долго. Помните, что все такие драгоценности изготовлены вручную, поэтому и стоимость на них не так уж и мала.

Как самостоятельно отличить изделие с холодной и горячей эмалью

Чтобы понять, какая эмаль используется для покрытия ювелирных украшений, необходимо выполнить простые манипуляции. Для начала нужно надавить каким-нибудь острым предметом на эмаль в незаметном месте. Если она выполнена холодным способом, на ней останется след. К тому же холодная эмаль на ощупь теплая, а горячая – напротив холодная. Это связано с тем, что холодная эмаль представляет собой слой особой краски, а горячая – стекло, которое при высокой температуре превращается практически в камень. Изделие, выполненное на основе холодной эмали, не полируется, поэтому на нем имеются небольшие неровности.

Как ухаживать за готовым изделием дома

Хотите, чтобы ювелирные изделия с горячей или холодной эмалью сохраняли свою красоту как можно дольше? Следуйте простым правилам ухода за такими эксклюзивными драгоценностями:

  1. Декоративный слой сравним со стеклом, поэтому он не переносит сильных механических воздействий. Старайтесь не ударять украшения и не ронять их.
  2. Прямые сильные солнечные лучи могут нагреть изделие и привести к потере яркости цветов. Не стоит оставлять кольца и серьги на открытом солнце. Лучше всего хранить их в шкатулке.
  3. Кислоты, щелочи и хлорка разрушает эмалированную поверхность. Не надо мыть посуду и пол, когда на руках надеты кольца с ювелирной эмалью.
  4. Ополаскивайте изделия под струей холодной проточной воды. Можно капнуть небольшое количество нашатырного спирта, чтобы снять загрязнения с поверхности. А также использовать зубную щетку с мягкой щетиной.
  5. Желательно хранить украшения с эмалью отдельно от других украшений. При соприкосновении с некоторыми металлами цвет и яркость покрытия меняются.

И помните, чем лучше вы относитесь к ювелирным украшениям, тем дольше они радуют вас своей красотой и блеском. Позвольте себе аккуратную роскошь.

Украшения с эмалью – техника выполнения

Эмалирование – это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов.

Эмали различаются не только составом, но и способом нанесения на поверхность металлической основы. В ювелирном деле основой чаще всего является серебро и золото. Ювелирные украшения покрывают цветными эмалями. Они могут быть прозрачными и непрозрачными. Существуют разные способы и технологии нанесения эмали.

Перегородчатая эмаль

. Это одна из самых нарядных техник исполнения. Золотые или серебряные ленточки-перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком. Далее при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок плавят, превращая в стекло.

Вместо ленточек-перегородок иногда используют филигранную нить. Сама по себе эмаль красива, а тут ещё и золотые или серебряные кружева.

Выемчатая эмаль

. Специальным резцом согласно рисунку вынимают частицы металла из основы, получая углубления, которые заполняют эмалевым составом. Это одна из самых древних технологий. Выемчатая эмаль может выполняться на металлической основе, которая изначально гравируется или чеканится в соответствии с выбранным узором. В бижутерии используют штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.

Техника эмалевого художественного покрытия, или финифть.

Это роспись цветной эмалью. Здесь нет никаких перегородок или выемок. Эмаль наносят на изделие слоями и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет. Именно в этой технике работают мастера финифтяного промысла Ростова Великого, а также австрийский бренд Frey Wille.

Финифть – древнерусское название эмали, которое произошло от греческого финифтис, что означает блестящий, а слово эмаль – от французского (email). Искусство украшения финифтью пришло в Россию из Византии еще в Х – ом веке и достигло совершенства в XVI — XVII веках. В те времена все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке «финифть» сменилось на новый термин – «эмаль».

Изящная ростовская живопись по эмали прекрасно сочетается с тонкой филигранью. А филигрань (скань) – это один из древнейших видов художественной обработки металла или металлической нити. Термин филигрань происходит от латинских слов – «филюм» – нить и «гранум» – зерно. Слово скань означает свить или скрутить. Таким образом, скрученная проволока (скань) дополняется маленькими шариками, делающими изделие из эмали более нарядным, кружевным.

Интересны эмали-гильоше.

Гильоширование заключается в нанесении на поверхность основы изделия тонкого гравированного узора, в основном это геометрические линии. В современном ювелирном деле используют специальные установки с вращающимся барабаном и резцом (гильоше).

Эмаль этой техники зародилась в XVIII веке во Франции, и всё выполнялось значительно труднее, однако, какие прекрасные изделия того времени нас удивляют и восхищают до сих пор. В России эмаль-гильоше стала применяться для украшения драгоценных изделий ювелирного искусства в конце XIX — начале ХХ века и связана она с именем Фаберже. Особенно роскошны были настольные предметы.

В технике эмали по гильоширу используют только прозрачные эмали различной цветовой гаммы. Именно благодаря этому металлический фон с нанесенным на него узором просвечивает под эмалью. Эмали-гильоше в ювелирных изделиях сегодня делают в основном на золоте или серебре.

Витражная эмаль

– это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Эта техника получила название из-за сходства с витражными стёклами. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.

Металлические перегородки выполняются из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки. Ажурный орнамент делает изделие сказочно красивым. В производстве витражной эмали есть свои сложности – обжиг изделия производится не один раз, а после каждого нанесения очередного слоя эмали.

Сеяная эмаль

выполняется распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет, где каждый слой закрепляется клеем.

Закрепление эмали происходит различными способами, их называют горячими и холодными.

Релевантные товары в Online-магазине:

Redken
COLOR EXTEND BLONDAGE Профессиональный ультрапигментированная фиолетовая маска для супер холодных оттенков блонд

от 2 970 руб.

Kérastase

BLOND ABSOLU Питательная маска для нейтрализации желтых оттенков блонда

от 3 366 руб.

Natura Siberica

MICELLAR SERIES Натуральное сертифицированное мицеллярное Бьюти масло

299 руб.

sale

Organic Kitchen

Маска для лица Волшебное Преображение

от 533 руб.

Все товары

Выемчатое эмалирование

Самой древней и самой простой по изготовлению считается выемчатая эмаль, или «шамплеве». Заключается она в создании выемок в металле. Сама глазурь наносится несложно. С её помощью выполняют цветные гравюры, а также грандиозные изображения с чередованием металла и эмали.

Чаще всего исходным металлом используют медь, так как она мягкая и в ней легко сделать выемки. Глубина их может быть разной, от этого зависит насыщенность цвета. Для производства бижутерии используют уже штампованные заготовки с углублениями, в которые только заливается эмаль разных оттенков.

Хитрости выбора качественных изделий

Эмалирование — процесс кропотливый, поэтому украшения в такой технике стоят недёшево. Их считают изделиями премиум-класса. Покупая бижутерию с эмалью, стоит обратить внимание на наличие трещин, сколов, царапинок, пузырьков. Для нее больше всего подходит золото, потому что в нагретом состоянии оно не деформируется. Отлично смотрятся серьги с горячей эмалью из серебра. Медные вещицы также вполне гармонируют со стекловидной глазурью. Хранение и ношение украшений с эмалью требует следующих правил:

  • не подвергайте бижутерию ударам, оберегайте от трения с металлическими предметами и поверхностями;
  • следите за перепадами температуры, чтобы на изделия не попадал солнечный свет;
  • надевайте украшения после того, как нанесёте косметику;
  • избегайте контакта с химическими веществами;
  • протирайте эмаль мягкой тряпочкой;
  • снимайте серьги и кольца с глазурью перед походом в бассейн, душ, баню;
  • выбирайте украшения известных брендов (Sokolov, Sunlight).

Перегородчатая эмаль

Украшения с перегородчатой эмалью являются одной из наряднейших техник. На пластину из драгоценного металла, с помощью тонких проволок из серебра, выкладывается рисунок. Внутрь этих перегородок и наносят глазурь.


В давние времена эта техника использовалась для оттенков всей красоты драгоценных камней в изделии. Дошедшие до нашего времени украшения Древней Индии, демонстрируют всю пестроту красок чистых самоцветов. Так же, изделие могло быть снабжено чеканкой, и все это называлось «минанкари».

В китайской же традиции, наоборот, не принято было сочетать глазурь и ювелирные камни. Это была очень тонкая работа, сродни нынешней полиграфии. В основном перегородчатая эмаль использовалась на ценных предметах домашней утвари. Сосуды и вазы украшались традиционными изображениями реальных и мифических зверей. В Европе и России подобная техника называется витражной эмалью.

Истинная перегородчатая техника – образец тонкой и трудоемкой работы. Это штучный товар, уникальный в своем роде.

Здесь нет массового производства. С ее помощью готовятся эксклюзивные украшения под определенного заказчика.

Признаки перегородочной эмали:

  • рисунок тонкой работы;
  • контуры формирует тонкая проволока, которую можно увидеть целиком, даже на фото;
  • цена изделия достаточно высока.


Украшения в такой технике редко можно найти на большом производстве, не встречаются они и в больших ювелирных магазинах, работающих с крупными брендами. Подобные изделия можно обнаружить в небольших ювелирных мастерских, на площадках Интернет-ресурсов, посвященных хэн-дмэйд тематике, на выставках.

В подобных местах можно получить, действительно, авторское украшение с историей.

Технология изделий с перегородчатой эмалью

Если смотреть на капли, собранные в паутине после дождя, можно понять принцип перегородчатой эмали. Сначала выкладывается проволочкой контур, который потом заполняется разноцветной массой. Изделие просыхает и обжигается. Складывается впечатление, что в кружево металла оправлено стекло.

Технология эмалирования достаточно трудоемка:

  • на металлическую основу белой гуашью наносят эскиз;
  • заготовку выпиливают или чеканят согласно рисунку;
  • основу под изделие отбеливают в кислоте прежде, чем покрыть слоем эмали, потом происходит обжиг в печи при температуре в 800С;

  • для перегородок используют проволоку 999 пробы: здесь идет работа с пинцетом и круглогубцами. Формируются элементы каркаса, которые скрепляют специальным клеем, выгорающим при обжиге;

  • глазурь разводят с водой и заливают в ячейки. Сначала изделию нужно просохнуть, чтобы вода не нарушила структуру рисунка;
  • украшение помещают в муфельную печь, предварительно разогретую;
  • изделие нельзя подвергать резкому перепаду температур, поэтому остыть оно должно естественным путем.

Обжигание может происходить много раз для достижения нужного цвета и оттенка. Перегородчатая техника отличается от витражной тем, что у нее есть основа. Витражная эмаль прозрачна на просвет, как стекло.

Виды холодного эмалирования

Холодная эмаль является своеобразным стеклопластиком, её легко наносить. Выделяют три вида холодного эмалирования:

  • Двухкомпонентная холодная смесь. Её просто заливают на украшение. Сначала разводят массу до консистенции крема, добавив в неё катализатор. Потом с помощью инструмента наносят её на металлическую поверхность. Чтобы нанесённая смесь застыла, её выдерживают 48 часов при комнатной температуре, затем 20 часов выдерживают при температуре 70 °С. Поверхность будет похожа на керамику. Оттенки этой глазури можно смешивать.
  • Теплоотверждаемая глазурь. Похожа она на горячую заливку, но обжигается при температуре 160 °С. Отличительной чертой является то, что её не полируют, чтобы не оставить на ней матовых следов. Эта глазурь не очень прочная. Если на неё сильно нажать чем-то, то останется вмятина.
  • Светоотверждаемая заливка. Этот процесс напоминает пломбирование зубов жидкой пастой. Нанесённую глазурь облучают с помощью ультрафиолетовой лампы, после чего эмаль затвердевает. С помощью этой техники чаще всего заделывают сколы на бижутерии. Светоотверждаемая смесь довольно твёрдая, считается средней между холодной и горячей эмалью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]