Какие поделочные камни встречаются в природе — список из 13 самых популярных

  • Главная
  • Интересное о самоцветах

24.01.2018
Мир природы камней прекрасен и бесконечно разнообразен: они бывают большие и маленькие, цветные и бесцветные, непрозрачные и просвечивающиеся, натуральные и искусственные, прочные и хрупкие… И еще много-много других характеристик. Ученые разных лет и эпох пытались классифицировать камни и минералы, опираясь на разные показатели, однако всегда разделение выходило условным, с пробелами и допусками. К примеру, такая простая характеристика как цвет, объективная и всем понятная. Но оказалось, что многие самоцветы представлены богатой палитрой, меняют окраску в зависимости от освещения, угла зрения. Тем более, что наука не стоит на месте, знания меняются и накапливаются, а существующие классификации устаревают.

Вариации основной классификации камней

Общепризнанной классификации нет и сегодня. Ювелиры разделяют камни по одним признакам, минерологи и геологи по другим. Все ведь зависит от цели разделения.

В России чаще всего обращаются к классификации камней, предложенной еще в 1973 г. В. Я. Киевленко, в которой учтены помимо прочих и стоимостные характеристики. Согласно ей, все драгоценные и полудрагоценные камни естественного происхождения можно сгруппировать в 3 класса:

  1. Ювелирные (самые красивые и ценные кристаллы; например, алмаз, сапфир, цитрин);
  2. Ювелирно-поделочные (цветные камни, больше применяются для поделок, чем в ювелирном деле; например авантюрин, янтарь и розовый кварц);
  3. Поделочные (нашли применение в основном для изготовления крупных камнерезных изделий; хорошие примеры – яшма, селенит, цветной мрамор).

Первая и вторая группы также распределяются на порядки: 4 в первой и 2 во второй.


Резьба по нефриту

Академик А. Е. Ферсман долгое время занимался изучением уральских месторождений, одних из самых богатых в России и во всем мире по разнообразию и качеству самоцветов, и в начале прошлого века предложил свою классификацию, которую позднее доработал и развил. Сначала он выделил прозрачные, независимо от их отнесения к поделочным и драгоценным, и цветные камни.

Для обозначения первых он использовал понятие «самоцветы», которое перенял у уральских старателей – в них «сам цвет» определяет их ценность.

Вторые используются как для изготовления и украшений, и резных изделий. Это агрегаты пород, кристаллы разной степени прозрачности и другие минеральные образования самых разных цветов и их сочетаний, наличием разнообразных по оттенку, форме и структуре вкраплений.

В 1954 г. появилось существенное уточнение. Первая в России классификация драгоценных и цветных камней выглядела так:

  • Группа А – ограночный материал;
  • Группа Б – поделочный материал.

Некоторые наименования относятся сразу к обеим категориям в соответствии со своим применением.

Прокладочные, уплотнительные и изоляционные и графитоугольные материалы

Прокладочные и уплотнительные материалы применяют для придания плотности и герметичности соединениям деталей машин и устранения возможного просачивания жидкости и прорыва газов.

Изоляционные материалы — это органические и неорганические вещества, обладающие огнестойкостью и малой теплои электропроводностью. Применяются они для изоляции находящихся под током деталей машин и электропроводов. Распространение получили следующие прокладочные и изоляционные материалы:

  1. бумага — листовой материал, изготовленный из растительных волокон и целлюлозы;
  2. целлюлоза — растительные волокна, очищенные от смол и других компонентов;
  3. картон — специально обработанная толстая бумага толщиной 0,25…3 мм. В зависимости от способа обработки он приобретает маслои бензостойкость, электрои термоизоляционность;
  4. фибра — разновидность бумажного материала, пропитанного раствором хлористого цинка. Отличается высокой прочностью и хорошо поддается механической обработке, маслои бензостойка. Недостаток фибры — значительная гигроскопичность, поэтому при увлажнении она деформируется. Фибры применяют для изготовления шайб, прокладок и втулок;
  5. асбест — естественный волокнистый белый минерал, состоящий из кремнезема и небольших количеств окиси железа и окиси кальция. Для него характерны высокая огнестойкость, а также малая теплои электропроводность, выдерживает температуру до 500°С. Из асбеста делают волокно, нити, шнуры, ткани с примесью хлопка и чисто асбестовые ткани, листовые и прокладочные асбестовые материалы, асбестовую бумагу, картон;
  6. паронит — листовой материал из асбеста, каучука и наполнителей; применяется для уплотнения водяных и паровых магистралей, а также трубопроводов и арматуры для нефтепродуктов: бензина, керосина, масла;
  7. войлок — листовой пористый материал, изготовленный из волокон шерсти. Воздушные поры в нем составляют не менее 75% объема. Войлок обладает высокими теплои звукоизолирующими, а также амортизирующими свойствами. Его используют для набивки сальниковых уплотнений и изготовления прокладок.

В машиностроении важны герметизация и уплотнение соединений деталей. Для этих целей служат различные герметики. Уплотняющая жидкая прокладка ГИПК-244 предназначена для герметизации неподвижных соединений деталей и сборочных единиц, работающих в водяной, пароводяной, кислотно-щелочной и маслобензиновых средах. Уплотнительная замазка У-20А предназначена для герметизации соединений в воздушной и водяной средах. Герметик эластосил 137-83

герметизирует неподвижные соединения в водяной, пароводяной, кислотно-щелочной и масляной средах. Анаэробный клей ДН-1 обеспечивает герметизацию соединений с зазорами до 0,15 мм.

Минеральная вата — продукт переработки металлургических или топливных шлаков. Служит она для изоляции поверхностей с низкими и высокими температурами нагрева. В качестве изоляционного материала применяют также плиты на основе минеральной ваты, проклеенной фенольной смолой или битумной эмульсией.

Изоляционная прорезиненная лента представляет собой суровую тонкую хлопчатобумажную ткань (миткаль), пропитанную с одной или двух сторон липкой сырой резиновой смесью. Липкая изоляционная лента — пленочный пластик, покрытый слоем перхлорвинилового клея. Толщина ленты 0,20…0,45 мм, ширина — 15…50 мм.

На основе графита получают графитоугольные материалы, из которых изготовляют скользящие электроконтакты, плавильные тигли, литейные формы, подшипниковые материалы и т.п.

Углеграфитовые антифрикционные материалы предназначены для работы без смазки в качестве подшипниковых опор, уплотнительных устройств и других трущихся деталей в интервале температур от –200 до +2000°С при скоростях скольжения до 100 м/с и в агрессивных средах. К ним относятся:

  1. графитопластовые антифрикционные материалы на эпоксидно-кремнийорганическом связующем марок АМС-1, АМС-3, АМС-5;
  2. графитофторопластовые материалы на основе фторопласта-4 марок АФГМ, АФГ-80ВС, 7В-2А;
  3. антифрикционные графитизированные материалы марок НИГРАН и НИГРАН-В и др.

Углеграфитовые материалы с увеличенной механической прочностью применяют при повышенных температурах. Графит для электроэрозионной обработки выпускают в виде брусков марок ЭЭГ и ЭЭПГ; графит марок МГ, ГМЗ, ППГ используют для изготовления тиглей, оснастки вакуумных печей, нагревателей, защитных чехлов термопар, антикоррозионных и термостойких труб и др. Силицированный графит СГ-М, СГ-Т, СГ-П применяют для изготовления электронагревателей, работающих в окислительных газовых средах. Боросилицированный графит БСТ-ЗС предназначен для изготовления жаростойкой литейной оснастки. Графит для изготовления химической аппаратуры марок АТМ-1 и АТМ-1Т работает при температуре от –18 до +150°С.

Классификации поделочных камней по разным признакам

Поделочные камни по стоимости ценятся гораздо ниже драгоценных. Но есть много и таких, которые практически не уступают в цене. Прекрасное украшение из ярко-зеленых нефритовых бусин равномерной окраски с очень редкими и мелкими включениями может стоить больше миллиона рублей.

По степени твердости поделочные камни бывают:

  • Твердые (агат и нефрит);
  • Средние (змеевик и мрамор);
  • Мягкие (оникс, малахит).

Классифицируют их и по ценности. Этот показатель максимально зависит от индивидуальных свойств камня: есть ли включения, цвет и его насыщенность, насколько минерал редкий, сложный ли в добыче и обработке. К ценным можно отнести малахиты, кварциты, многие виды мрамора и оникса.

Некоторые поделочные камни правильнее называть горными породами: они состоят сразу из нескольких минералов и в природе встречаются в очень больших количествах. Взять, к примеру, змеевик, лазурит, гранит, мрамор. Из них изготавливают массивные элементы интерьера больших помещений, например напольные плиты и колонны, ступени лестниц.

Находки археологов свидетельствуют, что поделки и украшения из цветных камней ценились во все времена, а людей, обладавших мастерством камнерезной работы, приравнивали к магам и волшебникам. Не стоит забывать, что и самим минералам всегда приписывались магические силы.

Магические свойства авантюрина


Наши предки придавали этому камню большое значение. Считалось, что авантюрин обладает особой магией.
В частности, самоцвет:

  1. Помогает избавиться от комплексов и делает своего владельца более уверенным в своих силах.
  2. Заряжает оптимизмом и несет благоприятную энергетику.
  3. Помогает привлечь и сохранить любовь.
  4. Приносит удачу и везение в рискованных ситуациях.
  5. Поддерживает людей, стремящихся изменить свою жизнь.
  6. Помогает найти выход из трудных ситуаций.
  7. Способствует развитию коммуникабельности и лидерских качеств.
  8. Улучшает интуицию.

Авантюрин насквозь пропитан природной энергией, поэтому с ним несколько сложно обращаться. Такая энергия считается неустойчивой и капризной.

По этой причине не рекомендуется слишком долго носить этот камень: он в силах перевернуть человеческую энергетику на 180 градусов.

Эффективным периодом его использования считается убывающая луна ранней зимой или осенью.

Ярче всего магические свойства камня авантюрина проявляются у тех людей, которые немного дети в душе, либо не обременены постоянными заботами.

Минерал не помогает слишком серьезным и ответственным индивидам. Это камень свободы и легкости, игры и экспромта.

Это интересно! Магические свойства авантюрина увеличиваются в разы рядом с серебром.

Искусство глиптики

Среди прочих одним из первых искусств, связанных с работой по камню стала глиптика – миниатюрная резьба. Геммы с мужскими и женскими ликами, силуэтами животных и даже целыми картинами, вырезанными на самоцветах и раковинах, прекрасно сохранились, пройдя через столетия и даже тысячелетия. В Древней Месопотамии уже в 4 тысячелетии до н. э. изготавливали резные фигурки людей и животных из камня, а спустя 10 веков – геммы-инталии. До наших дней сохранились образцы искусства древних шумеров – вырезанные фигуры и надписи на цилиндрах из халцедона и яшмы. Резьба по камню применялась и для изготовления печатей.

Различают 2 вида гемм:

  1. С углубленным изображением (инталия);
  2. С выпуклым (камея).

В гробнице царя Тутанхамона, которая уцелела от рук расхитителей, ученые обнаружили украшения из лазурита и бирюзы. В Древнем Египте ляпис-лазурь считалась одним из самых дорогих камней, ее называли «сыном неба», считали олицетворением того, что правитель есть земной наместник бога Солнца Ра, поэтому часто использовали при изготовлении статуй фараонов и богов, гемм, нательных украшений. Жука-скарабея из синего камня вкладывали в сердце умершего правителя при бальзамировании.


Камея резьба по агату

Первые камеи стали изготавливать в 4-3 вв. до н.э. Резьбу выполняли на сардониксе и агате: мастера уже имели знания о многослойности камней, и использовали их в своей работе для получения ровных или, наоборот, контрастных цветовых переходов.

Изначально геммы использовались только как украшения и талисманы, но позднее они получили статус печатей, которые в то время заменяли и подпись важного лица, и замок, и ключ от него. Богатые вельможи собирали целые коллекции гемм, при императорских и царских дворах была отдельная должность резчика.

В древнеславянской культуре обработка камня изначально заключалась в создании подшлифованных ассиметричных кабошонов, сохранявших первозданную красоту минералов. Среди памятников домонгольской эпохи можно увидеть янтарные, кварцевые, сердоликовые ожерелья и серьги, поделки из речного жемчуга. С течением времени большое развитие получает искусство изготовления оправы, которая благодаря умелой руке мастера подчеркивает и преумножает красоту минералов.


Инталия из граната

Особая ценность камнерезным поделкам придавалась прежде всего из-за их долговечности – украшения и другие изделия переходили из поколения в поколение, переживая любые войны, эпидемии и природные катаклизмы. Множество разнообразных по красоте и технике изготовления, использованному материалу статуй разных эпох – отличное тому доказательство. В античные времена мастера Греции создавали отдельные скульптуры и целые ансамбли, они отдавали предпочтение хрупкому мрамору, считая, что только он может по-настоящему отразить красоту и изящество человеческого тела. Шедевр гораздо более позднего времени (середина 19 в.) Рафаэля Монти из особой породы мрамора поражает человеческий глаз тонкостью работы: сложно поверить, что «Мраморная вуаль» высечена из камня.

Смазочные масла и смазки

Основной функцией смазочных материалов является уменьшение трения и устранение связанного с ним явления заедания движущихся частей деталей машин и механизмов. Смазочные материалы снижают также потери мощности на трение, отводят тепло и защищают смазываемые поверхности от действия веществ, вызывающих коррозию и ржавление. Во многих случаях смазочный материал является уплотняющей средой. В настоящее время основными смазочными материалами являются минеральные масла и смазки, получаемые из нефтяного сырья, пластичные смазки и смазочные охлаждающие жидкости.

Все минеральные масла по способу производства и составу разделены на четыре группы: дистиллятные, остаточные, смешанные и масла с присадками. По применяемым при обработке реагентам их делят на три основные группы: масла селективной очистки, сернокислой очистки и гидрогенизационной очистки. В зависимости от вязкости минеральные масла делятся на легкие, средние и тяжелые. По преимущественным областям применения все смазочные масла делят на следующие группы: индустриальные (велосит, вазелиновое, веретенное 2, ИС-12, сепаратное Т, ВНИИ НП-401, ИС-45, машинное СУ, ИСТ-11, цилиндровое 24 и др.); авиационные (МК-8, МС-14, МС-8, МК-22, МС-20Сп и др.); моторные (автотранспортное Асп-6, автомобильное АС-9,5, тракторное АК-15, дизельное Дп-8, дизельное Д-11, М-10Г, МТ-8п, М-19Д и др.); трансмиссионные (ТС-14,5, ТАД-17, арктическое ТСП3п-9, автомобильное, для редукторов троллейбусов и др.); вакуумные; для паровых и холодильных машин (цилиндровое 24, цилиндровое 52, ХА. ХА-23, ХФ-22-24 и др.); компрессорные (К-12, К-19, МК-22п, К-28 и др.); часовые и др.

Главными показателями качества и назначения минеральных масел являются вязкость, температура вспышки и застывания, стабильность против окисления, противокоррозионные свойства и др.

Пластичные смазки включают в себя жидкие масла и твердые загустители. Классифицируются они по основным областям применения. При этом выделяют антифрикционные смазки общего назначения (солидол); многоцелевые смазки; высокотемпературные (ВНПИ НП-214, ЦИАТИМ-221с. ВНИИНП-246, ПФМС-4С, ВНПП НП-225, НК-50 и др.);

низкотемпературные (МС-7), ГОП 54п, ЦИАТИМ-200 и др.); приборные смазки; смазки, стойкие к агрессивной среде; индустриальные (ИП-1, № 137, ЛС-1п и др.); специализированные автомобильные и ряд других.

Художественная резьба по камню

Это древнейшее искусство зародилось в Китае примерно 4 тысячи лет назад. Секреты мастерства умельцы бережно хранят и передают из поколения в поколение. Изначально в качестве основы использовался нефрит: из него вырезали регалии, нательные украшения, предметы декора и посуду. Яшма, воплощение добродетели на Земле, использовалась для изготовления религиозных и ритуальных изделий. У каждого китайского императора обязательно была личная печать из яшмы. Из агатов и халцедонов вырезали флаконы. Бирюза, горный хрусталь, аметист привлекали мастеров богатством цвета, твердостью. Восточные мастера ценили в натуральном материале прежде всего фактуру, причудливые краски и формы. Каждый камень долго рассматривали перед работой, чтобы использовать в искусной работе каждое его вкрапление и жилку. Процветает «резьба по юй» и сегодня – фабрики по производству нефритовых кубков стали одной из туристических достопримечательностей Китая.

Лечебные свойства

Лечебные свойства авантюрина распространяются на все системы и органы человека.

С его помощью можно избежать следующих заболеваний:

  1. Хронические кожные болезни (экзема, дерматит, подкожная сыпь и др.). Он не избавляет от недуга полностью, но хорошо помогает восстановиться коже. Для этого минерал надо носить рядом с поражением. К примеру, если аллергия проявляется на руках, достаточно надеть браслет из авантюрина.
  2. Простудные заболевания, бронхит. Украшение с камнем необходимо носить на шее.
  3. Болезни щитовидной железы.
  4. Повышенное давление. Поможет нормализовать артериальное давление кольцо, которое обрамлено авантюрином.
  5. Сахарный диабет. Достаточно носить маленький кулончик с самоцветом.
  6. Выпадение волос.
  7. Депрессия и хандра. Необходимо носить на среднем пальце руки минерал, оправленный в золото.

Кроме того, авантюрин способствует нормализации обмена веществ и восстановлению организма после расстройств желудка. Внешний вид камня положительно воздействует на тех, кто страдает различными расстройствами психики. В этом случае потребуются массажные шарики.

С целью профилактики авантюрин необходимо носить 4 дня в неделю и после этого делать трехдневную передышку. Не снимая камень можно носить максимум месяц. Дольше ни в коем случае не стоит. При длительном ношении авантюрин способствует излишней активации всех процессов в организме, а это может стать причиной дисбаланса энергий.

Искусство мозаики

Одним из художественных направлений использования поделочного камня стала мозаика – составление единого изображения из мелких кусочков, в данном случае камней. Точный подбор по форме и цвету отдельных составляющих дает плавные цветовые переходы и четкие линии общей картины.

Римская мозаика

Искусство известно с древних времен, тогда своим мастерством в этой области славились греки (2 в. до н. э.). В Римскую Империю, стремительно богатеющую и развивающуюся в эпоху Юлия Цезаря, греческих умельцев приглашали на работу и для обучения подмастерий – так на Апеннинском полуострове зародилась техника Римских мозаик. Поначалу рисунки были совсем просты: набор геометрических фигур, надписи. И материалом служила проста галька. Но постепенно искусство мозаики развивалось, техника оттачивалась, и изображения становились все искуснее, были подобны картинам: к гальке добавили цветное стекло (смальту), мрамор, известняк, поделочные камни; швы становились тоньше, их заполняли краской в тон. Мозаика получила такое широкое распространение, что ее использовали для отделки полов, стен, потолков как простые римляне, так и самые богатые, с ее помощью даже мостили дороги.

Флорентийская мозаика

Возрождение мозаичное искусство получило в средние века в Италии, а точнее во Флоренции, отсюда и название новой техники – Флорентийская мозаика. Она отличается высокой сложностью и тщательностью, и одновременно высокой художественной ценностью. Идеальный цельный рисунок получается за счет искусной огранки и подгонки камней по размеру и цвету, образуя изображения без швов (comesso), с гладкими линиями и сложными формами, тонкими цветовыми переходами.

В 16 в. н. э. Фердинанд I из знаменитой династии Медичи открыл камнерезную мастерскую «Галерея Деи Лавори», где и начались первые эксперименты по составлению цветных каменных картин. Мастера создавали шкатулки, игровые доски, плакетки, столешницы, другие элементы мебели. Больше всего использовали такие природные материалы, как яшма, агат, оникс, породы мрамора, халцедон, кварц, горный хрусталь – так называемые «pietra dura» (твердые камни). Для каждого минерала подбирали свой особый способ подготовки и обработки, чтобы максимально использовать цветовые возможности материала. Искусство Флорентийской мозаики процветало до 19 в., когда интерес людей к ней угас, перейдя на живопись и архитектуру.

Русская мозаика

Известна также Русская мозаика, которая появилась благодаря М. Ломоносову в 18 в. Она разительно отличается от флорентийской:

  • Выполняется не только плоских, но и изогнутых поверхностях;
  • На основе из прочного недорогого камня выклеивается рисунок из пластинок малахита (или другого цветного камня), создавая впечатления монолита;
  • Симметричные, расходящиеся в стороны узоры;
  • Порой впечатляет размер (мастера создавали столешницы, двери, колонны, целые комнаты).

Стоит отметить, что сам малахит совсем непримечателен на вид, чудесные природные узоры открываются при резке камня на пласты. Уральские умельцы применяли эту камнерезную технику для работы с яшмой и лазуритом.

Резиновые материалы

Резина — это продукт химической переработки каучуков, получаемый в результате вулканизации. Наиболее распространенным вулканизатором является сера. В процессе вулканизации (нагрев в парах серы) линейная структура каучука превращается в пространственную вследствие того, что сера, вступая в реакцию с атомами углерода, имеющими до вулканизации двойные связи, соединяет макромолекулы. При вулканизации термопластичный пластик переходит в реактопласт с пространственной структурой.
Помимо каучука и вулканизатора, в состав резины входят:

  1. противостарители (антиоксиданты) — вещества, препятствующие окислению резины; они связывают кислород, продиффундировавший в резину (химические), или образуют защитные пленки, предохраняющие от окисления (физические) — парафин, воск;
  2. пластификаторы, облегчающие переработку резиновой смеси — парафин, вазелин и др.;
  3. наполнители — активные (сажа, оксиды кремния и цинка), участвующие в образовании трехмерной структуры и поэтому повышающие качественные свойства;
  4. инертные материалы (мел, тальк), вводимые для удешевления;
  5. красители минеральные или органические, выполняющие декоративную функцию. Кроме того, поглощая коротковолновую часть солнечного спектра, они задерживают световое старение резины.

В процессе эксплуатации резиновые изделия подвержены различным видам старения (световому, озонному, тепловому и др.). В результате старения происходят необратимые изменения свойств.

Повышение температуры снижает прочность резин, рабочая температура нетеплостойких резин не превышает 150°С, специальных термостойких — 320°С.

При низких температурах происходят превращение в стеклообразное состояние и потеря эластичных свойств. Резиновые изделия можно эксплуатировать при температуре от –30 до +80°С.

По назначению резины бывают общего назначения и специальные. К резинам общего назначения относятся НК, СКБ, СКС, СКИ: НК — на основе натурального каучука, СК — синтетические. К специальным резинам относятся маслои бензостойкие, теплостойкие, морозостойкие, светоозоностойкие, износостойкие и электротехнические.

Электротехнические резины подразделяют на электроизоляционные и электропроводящие. Электропроводность достигается введением в резину угольной сажи и графита.

Из резин общего назначения изготавливают ремни, рукава, транспортные ленты, прокладки (низкий модуль упругости определяет высокие виброгасящие свойства) и др.

Каким знакам зодиака подходит?

  • Благоприятно авантюрин сказывается на Близнецах, Девах, Тельцах и Водолеях.
  • Представителям стихии Воды Скорпионов, Рыб и Раков благодаря камню, придет решительность и настойчивость.
  • Деву авантюрин одарит интуицией и мягкостью, Тельца – легкостью, Близнецов – благодатью, а Водолеев – уверенностью.
  • Оберег из авантюрина с осторожностью следует носить Козерогам. Самоцвет не слишком благоприятствует людям, которые взваливают на себя большую ответственность.

К сожалению, авантюрин не рекомендуется носить знакам Огня – Львам, Стрельцам и Овнам. В противном случае их постигнут разочарования в любви и материальные трудности.

Как отличить подделку от настоящего авантюрина?

Из-за строения самоцвета его легко подделать. Этим часто пользуются мошенники. Часто при приобретении магического камня подсовывают красивую имитацию либо стеклянную безделушку.

Чаще всего подделывают авантюрин черного и золотисто-коричневого цвета.

Чтобы обезопасить себя при покупке, обратите внимание на следующее:

  1. Цвет настоящего авантюрина должен быть ярким и чуть блестящим.
  2. Слишком сильный блеск говорит о том, что камень изготовлен из стекла.
  3. Если есть вкрапления, то они должны иметь правильную форму.
  4. Слишком низкая цена на камень.
  5. Очень большой размер минерала.

Это интересно! Натуральность камня можно проверить еще одним способом – проведите им по стеклу. Если осталась царапина на стекле, перед вами натуральный авантюрин.

Подделка не принесет вам никакого вреда, но и пользы от него никакой не будет. Поэтому внимательно смотрите на то, что покупаете.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]