Византийское плетение: базовая основа и вариации

Ювелирные мастера веками оттачивали искусство создания элегантных и статусных изделий из драгоценных металлов. Одним из способов достижения значительного эффекта является метод плетения цепочки или другого украшения. И одним из самых элегантных плетений по праву считается византийское, или, как его еще называют, королевское. Это название связано с тем, что такое плетение обычно используют при изготовлении солидных украшений, свидетельствующих о высоком статусе их владельца. Кроме прекрасного внешнего вида, украшения из такого плетения еще и долго носятся, могут стать отличным подарком и даже передаваться по наследству.

История

Ювелирные мастера в работе используют большое количество техник и плетений: якорное, Ролло, Бисмарк, панцирное, Кардинал и масса других. Некоторые возникли еще в первом тысячелетии нашей эры, взяв начало от плетения кольчуг рыцарям. Византийское плетение имеет такие же глубокие корни. Созданная в этой технике кольчуга получалась толстой и надежной, кроме того, обладала повышенной прочностью, что немаловажно в бою. После принятия христианства плетение появилось и на Руси. Спустя много лет ювелиры стали активно применять это витье в своей работе, создавая удивительно красивые изделия, используемые долгие годы.

Что интересно, так же называли причудливые орнаменты, украшающие страницы книг – за их внешнюю схожесть.

Особенности плетения

Византийское плетение придает изделию объем, делает его более интересным, представительным. При этом украшение не смотрится вычурно или тяжело. Из-за своего необычного сложного соединения цепочка или браслет переливается при дневном освещении, сверкая гранями звеньев. Такое плетение любят носить дамы среднего возраста и те, кто придерживается классического стиля и одевается со вкусом. В ювелирных салонах довольно часто встречается цепь Византия, обладающая солидной толщиной и не предназначенная для ежедневной демонстрации. А вот праздничный наряд она сделает еще более выигрышным. Вариант из серебра подойдет для выхода в свет.

Цепочка выполняется в разных материалах:

  • серебро;
  • золото;
  • платина.

Цепочки, изготовленные таким плетением, не нуждаются в дополнительных украшениях, так как самодостаточны сами по себе. Изделие эффектно смотрится в любой длине. Это может быть цепочка, браслет, вариант брелока.

Пустотелые и полновесные цепи

Если вы возьмете в одну руку пустотелую цепь, а в другую полновесную, то сразу поймете разницу — первая при всем своем объеме будет гораздо легче второй. Если посмотреть на пустотелую цепь в разрезе, она будет похожа на трубочку, потому что в середине имеет пустоты. Полновесная цепь полностью вылита из металла.

Пустотелая цепь будет выглядеть массивнее и крупнее полновесной, при этом цена ее будет ниже. Однако, такое изделие легче погнуть или деформировать, поэтому оно требует бережного ухода — снимать на ночь, не носить во время спортивных занятий и всячески защищать от физического воздействия.

Полновесная цепь отличается прочностью. Она не погнется, и с достоинством выдержит даже тяжелые подвески (но: здесь нужно учитывать соотношение веса цепи и кулона). При этом из-за веса за такое изделие придется заплатить больше.

Технология византийского плетения

Византийское плетение – это своеобразная разновидность техники Бисмарк. Технология изготовления изделий византийским плетением очень кропотливая и непростая. Вследствие этого украшения стоят намного дороже других, выполненных из того же материала, но в другой технике, даже если вес такой же. Причудливый узор, который создается вследствие переплетения звеньев, дал название технике – «лисий хвост». Эта техника очень хорошо подходит для производства крупных массивных украшений. Суть самого плетения заключается в последовательном соединении одинаковых элементов. Звенья могут быть всяческой формы: круглые, квадратные, овальные. Часто в одном изделии мастера-ювелиры соединяют разные материалы, например, чередуют золотые и серебряные фрагменты. Так, из рук художника выходит очень необычное и красивое изделие. На изготовление одного украшения уходит очень много времени, и чем затейливее и интереснее узор, тем больше времени идет на его создание. Не каждому мастеру может быть доступно такое непростое витье, для этого требуется подготовка и точная рука. Цепочка неодинакового плетения одного веса будет стоить по-разному, и византийская – намного дороже.

Для создания византийского плетения мастера используют такие инструменты:

  1. Тонкогубцы без насечки, или утконосы. Этот инструмент обязателен – с его помощью соединяют звенья будущей цепочки, причем они не должны быть повреждены в процессе работы.
  2. Отдельные фрагменты. Форма и размер фрагментов зависит от того, какой внешний вид должен быть в итоге у изделия, какой будет толщина цепи.

Для изготовления браслета или другого украшения византийского плетения требуются особые специальные условия, сделать это дома сможет не каждый ювелир.

Как плетется цепь «Византийское плетение»

Любой ювелир подтвердит, что технология византийского или королевского плетения считается одним из самых сложных. Изготавливается цепь путем последовательного соединения отдельных элементов одного и того же размера. Причем звенья отличаются многообразием форм, они могут быть в виде квадрата, овала или круга. Сам процесс производства сложный, кропотливый и занимающий немало времени у ювелира, так как требует внимательности и многолетнего опыта, иначе можно нарушить целостность цепочки, и изготовить звенья различного размера с различными углами наклона относительно друг друга.

Виды плетения

Ювелиры используют разные способы обработки звеньев, что позволяет им создавать все более оригинальные изделия. Итак, существуют такие виды обработки звеньев:

  1. Собранный лисий хвост. Составляется из спиралей, закручивающихся в различных направлениях. Звено состоит из шести элементов, вручную соединенных проволокой, причем очень тонкой.
  2. Круг. Пожалуй, самый прочный вид. Связки звеньев равномерно распределяются, что делает невозможным разрыв цепи.
  3. Полукруглое плетение. Радиус загиба у элементов в этом случае идет немного меньше.
  4. Квадрат. Так выглядит сечение цепочки. Используется при создании массивных украшений.

Каждый из перечисленных видов очень прочен и красив.

Преимущества и недостатки плетения

Имея такую повышенную сложность в изготовлении, цепочки и браслеты византийского плетения обладают рядом преимуществ:

  1. Долговечность украшения.
  2. Внешний вид. Плетение выглядит затейливо и изысканно, однако при этом не выходят за рамки допустимого: привлекают внимание окружающих, но не шокируют их. Изделие лаконично и утонченно.
  3. Византийское плетение придает презентабельности изделию, подчеркивает статус владельца, наличие у него отменного вкуса и состоятельность. Украшения прекрасно дополняют официальный образ и создают торжественный.
  4. Качество является неотъемлемым параметром изделий. Техника «лисий хвост» подходит для украшений, которые будут подарены родственникам, близким людям, любимым. Изделие, изготовленное в такой технике, служит долго и эффективно. Его можно спокойно носить, не снимая, без опасений случайно потерять. Нечаянно цепь не порвется, и чтобы это делать, нужно приложить огромную силу.

Плетение очень хорошо принимает различные эксперименты ювелиров-мастеров – по сочетанию металлов, цветов, форм и размеров звеньев.

К недостаткам можно отнести высокую цену за украшения, что вполне обоснованно, если вспомнить преимущества. Качество, внешний вид и сложность изготовления того стоят.

Самые популярные цепи

Это плетение было придумано для тяжеловесных цепей весом от 100 граммов, но оказалось слишком красивым и практичным, чтобы остаться в стороне. Так этот способ стали применять и для изготовления тонких легких цепей. Его можно изготавливать и вручную, и на машинном оборудовании. Кстати, особой популярностью плетение Бисмарк пользуется в России.

Это плетение часто называют «Византийским» и «Королевским» — и все варианты верны. Витиеватое переплетение колец делают его одним из самых красивых и женственных плетений. Конечно, это сказывается и на прочности – такая цепь выдержит тяжеловесные подвески.

Плетение цепи «Лисий хвост» часто приравнивают к «Византийскому». Но даже на первый взгляд в глаза бросается различие. «Лисий хвост» — плетение более приглаженное и плотное. Его звенья складываются в прочную цепь как паззл. Толстую цепь такого вида плетения невозможно порвать руками.

О его названии можно догадаться по внешнему виду цепи. Плетение резко отличается от других креплением звеньев – в «веревке» они туго соединены между собой и скручены жгутом. Такая особенность делает цепь крепкой и позволяет носить тяжелые кулоны и кресты. При этом она получается настолько самодостаточной и изящной, что ее можно носить без дополнительных подвесок.

Исключительно женственное плетение «Роза» или «Кураж» впечатляет. Его детали в виде бутонов выполнены не из простых звеньев, а из спиралевидных. За счет такого дизайна цепь выглядит объемной и воздушной, но на деле имеет хорошую прочность.

«Каприз» или «Питон» — еще один вид прочного плетения. Чаще всего оно выполняется вручную. Оно входит в число немногих цепей, которые можно носить самостоятельно без дополнительных аксессуаров. Красивое, лаконичное, воздушное.

Плетение «Нонна» очень популярно среди покупателей женского пола. Оно выглядит ажурно благодаря соединению линий и гармонично сочетается с различными подвесами. По своему дизайну его можно носить как самостоятельное украшение. Помните, что все зависит от диаметра и толщины проволоки цепи. Это плетение чаще относится к машинной вязке, реже мастера собирают звенья вручную. Надежное, красивое, доступное – несмотря на то, что плетение является классикой на прилавках у ювелиров, цепочка «Нонна» актуальна и по сей день.

Ромб, двойной или тройной ромб — эти виды цепей популярны как среди мужчин, так и женщин. Исходя из названия плетения, в основе дизайна проглядывается форма ромба. Несколько разновидностей плетения позволяют сделать цепь как лаконичной, так и более массивной и объемной. Делается как в ручную, так и на машине, в связи с чем доступна для широкого круга покупателей.

Классический и универсальный вариант плетения – не выделяется вычурностью, подходит и мужчинам, и женщинам. Округлые вытянутые звенья соединены последовательно и перпендикулярно друг другу. Его придумали еще в Древнем Египте, и он стал основой для десятков других видов плетения. Выполняется как вручную, так и на автоматизированном оборудовании.

Простое и понятное плетение с идеально круглыми звеньями. Его можно встретить еще и под названиями «Бельцер» и «Шопард». Последнее закрепилось за ним из-за любви Chopard к этому плетению — бренд активно использовал его много лет и сделал его своей визитной карточкой.

«Снейк» идеален для повседневной носки – лаконичный, стильный, универсальный и прочный как шнурок. Но такую цепь нужно носить особенно аккуратно и снимать на ночь. При физическом воздействии на ней образуются заломы.

Плетение «Сингапур» отличается сложной спиралевидной структурой. Она дает цепи изящный блеск при движении. Сочетается практически с любыми стилями и ювелирными украшениями.

Плетение «Гурмета» — универсальное и изящное одновременно. Оно состоит из мелких звеньев, которые складывается в изящную цепь. «Гурмета» хороша не только снаружи, но и внутри – такая цепь не перекручивается и служит верой и правдой долгое время.

Цепь «Крис кросс» — фантазийное плетение, сложной и неординарной формы, но во всех смыслах блестящее ноу-хау среди разных видов цепей. Выглядит эффектно, стильно, ярко, как богатое самодостаточное колье. Оно относительно недавно появилось на полках ювелирных салонов, но уверенно заняло свое место среди популярных моделей.

В каких случаях и как носить изделие

Украсить себя такой цепочкой будет уместно и выигрышно в таких ситуациях:

  1. Для молодой девушки, собирающейся на торжественное мероприятие. В ежедневной носке будет эффектно смотреться плетение более легкого вида, тонкое и нежное.
  2. Даме бальзаковского возраста легко можно сочетать цепочки византийского плетения с одеждой в классическом стиле. В таком случае изделие не только выполнит эстетическую функцию, но и станет показателем статуса и вкуса обладателя.
  3. Что касается материала, из которого изготовлена цепочка или другое украшение, то серебряная цепь византийского плетения будет весьма уместна на встрече с подругами, на свидании с молодым человеком, в театре или на концерте. Если мероприятие более значительного характера, подчеркнут его важность цепочки из золота. Прекрасно выглядит византийское плетение на свадьбе или юбилее.

Мужчине подойдет цепочка с соединением металлов и цветов или позолоченный браслет из стали. Сталь в таком случае будет смотреться не менее эффектно, чем украшение из драгоценных материалов. Что касается возраста, то мужчинам византийское плетение подходит всегда, однако все же предпочтение ему отдают мужчины за 35.

Большое значение имеет толщина цепи на то, кому и куда ее лучше надевать. Так, более массивные изделия будут к лицу мужчинам, причем в возрасте, или женщинам на торжественных вечерах. Тонкая цепочка подчеркнет повседневный образ. В ежедневный лук удачно впишется цепочка из серебра, в то время как золотая больше подойдет к вечерним выходам.

В Москве прислушиваются к рекомендациям не носить византийские цепочки с дополнительными украшениями или элементами декора. Византийское плетение предполагает, что золотая или серебряная цепь является украшением сама по себе и не нуждается в дополнительной поддержке. Любой дополнительный элемент сделает украшение более простым и обычным. Если все же привычка или вкус требуют ношения дополнительных элементов, то их масса не должна быть больше массы самой цепочки. Это касается любого украшения, независимо от того, каким плетением оно создано.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]