Облагороженный рубин и способы проверки на подлинность


Как это ни печально, но многие камни на рынке облагорожены. Наиболее частый метод облагораживания — нагревание, которому некоторые камни вроде рубина, сапфира, танзанита или голубого циркона подвергаются почти всегда. Какие-то камни, такие как голубой топаз, например, подвергаются облучению: фактически нельзя найти топаз насыщенного цвета, который не был бы облучён. Один из самых коварных методов облагораживания — нанесение покрытия. Такие камни имеют свойство облезать.Трещиноватые камни вроде изумруда облагораживают маслами, смолами и другими веществами: трещины в камне, пропитанные ими, перестают быть заметны. Один из свежих способов облагораживания корундов — диффузия с помощью бериллиевой пропитки. Так получают 99% цветных сапфиров (так называемые fancy-сапфиры). Рубины же проваривают в красном стекле, это приводит к заполнению трещин и интенсивному окрашиванию. Иногда кажется что необлагороженных камней вообще не осталось.

Важно понимать что облагораживание само по себе не несёт ничего плохого. Облагороженные природные камни остаются природными, особенно при использовании естественных методик вроде нагревания. Плохо это только в том случае если продавец выдаёт облагороженный камень за необлагороженный с целью набить цену. Добросовестные же продавцы всегда расскажут историю камня (если, конечно, это возможно) и не будут выдавать облучённый голубой топаз за топаз с природным насыщенным цветом, таким как у 0.00001% камней.

Идея облагораживания далеко не нова. Ещё в «Естественной истории» Плиния освещается широкий спектр техник изменения камней, включая нагрев, пропитку маслом, обесцвечивание и различные покрытия. Часть из этих древних методик — однозначное мошенничество, но сейчас облагоражвание — просто способ обеспечить рынок материалом в условиях очень ограниченных поставок новых природных камней.

Несмотря на распространение облагораживания и облагороженных камней, для тех кто приемлет только камни в их первозданном виде, без каких-либо улучшений кроме огранки, ещё остались возможности найти что-то интересное. Не надо испытывать судьбу в поиске необлагороженных сапфиров и рубинов. Есть несколько разновидностей камней, которые сочетают хорошие характеристики — твёрдость, носкость, блеск и прозрачность — с потрясающим цветом, хотя облагораживанию не подвергались. Такие камни можно покупать с полной уверенностью натуральности цвета. Вот несколько таких камней:

Шпинель (более точное название: благородная шпинель)

Этот минерал отличается сумасшедшим обилием разных оттенков. Камень настолько разнообразен, что подобрать пару на серьги практически невозможно: любые два будут хоть немного да отличаться. Поэтому, кстати, часто набирают по несколько камней разных форм на изделие. Шпинель обладает твёрдостью 8, отличной игрой света и прозрачностью. Часто шпинели путают с рубинами и сапфирами, но бывают они и других, не менее интересных цветов: оранжевый, фиолетовый, серебристый, лавандовый, пурпурный, розовый.

Синтетические аналоги и имитации

Синтетический рубин для ювелирной промышленности производится несколькими методами, основанными на различных физических принципах:

  • газопламенный метод кристаллизации расплавленной фазы (метод Вернеля);
  • методы, основанные на принципе «вытягивания» из расплава (метод Чохральского и др.);
  • методы, основанные на принципе зонной плавки (методы Багдасарова, Стокбаргера и др.);
  • методы кристаллизации из раствора в расплаве (группа флюсовых методов)
  • методы кристаллизации из водных растворов (группа гидротермальный метод).

В качестве имитаций рубина используются:

  • корунд, окрашенный методом заполнения полостей;
  • корунд, окрашенный поверхностным покрытием;
  • корунд со слоем искусственно нарощенного рубина;
  • диффузионно-обработанные корунды;
  • дублет: корунд+стекло и корунд+гранат;
  • природные и синтетические минералы со сходным цветом;
  • цветные стёкла.

Характеристика настоящих кристаллов

Характеристики настоящих рубинов довольно редки среди остальных минералов, поэтому опытный ювелир совершенно точно может определить подделку по следующим пунктам:

  • твердость кристалла. Как было сказано выше, по своей твердости рубин уступает только алмазу, что относит его к первому классу твердости, и по шкале Мооса он имеет 9 единиц. Имея такую высокую твердость, камень крайне тяжело разбить, оставить трещину и даже царапину;
  • огранка. Благодаря его твердости, ювелирам легко работать, и опытному мастеру ничего не стоит делать четкие очерченные грани;
  • окрас. Как говорилось выше, в природе встречаются как розовые, коралловые, так и красно-бардовые рубины. Также нередко попадаются камни с градиентом;
  • блеск. По сравнению с магматическим происхождением, только рубины обладают сильным глянцевым блеском, отдающим красными бликами при просвете.

Как отличить настоящий рубин от искусственного

После заполнения ювелирного рынка имитацией природных камней вопрос распознания подделки стал крайне острым. На сегодняшний день известно множество способов отличить настоящий рубин от подделки:

  1. Самый простой способ проверить на подлинность камень — это опустить его в стеклянный стакан, подойдет даже обычный граненый. Свечение должно отражаться от стекла. Синтетический камень не обладает такими свойствами.
  2. Если просвечивать ультрафиолетовой лампой, то подлинник будет отдавать красным цветом. Синтетика так и будет светить оранжевым.
  3. Наличие пузырьковых вкраплений. У синтетических камней есть одна особенность. Вследствие происходящих физико-химических манипуляций на поверхности остаются крохотные вкрапления, образующиеся от пузырьков выделявшегося при реакции газа.
  4. Хромосодержание. В природных камнях с оттенком «голубиная кровь» очень тонкий баланс содержания хрома, который и является первопричиной оттенка. Добиться такого тонкого баланса, а заодно и оттенка, в синтетических кристаллах не представляется возможным. Поэтому, если рубин имеет оттенок «голубиной крови», то это стопроцентный оригинал.
  5. Если имеет трещину, то необходимо обратить внимание на ее форму. В природных камнях она всегда будет зигзагообразной. Обусловлено это высокой твердостью кристаллов, которыми в полной мере не обладает синтетика. У нее они почти всегда прямые.
  6. Вес. Настоящий рубин, так как это твердый и тяжелый минерал, всегда будет тяжелее, чем это кажется визуально.

Метод 1. Оценка рубина в домашних условиях

Конечно, лучше опытного ювелира оценку камню не произведет никто. Однако в случае, когда возможности обратиться к мастеру нет, а знать очень хочется, есть простые методы определения рубина в домашних условиях. Данные манипуляции легко можно провести в домашних условиях.

Самое простое, что можно сделать, – просмотреть камень на естественном освещении. Направив кристалл к солнцу, сторона, обращенная к светилу, будет играть и переливаться, а противоположная так и останется матовой.

Для второго метода необходим камень и стекло. Благодаря своей исключительной твердости, красные камни без труда режут стекло и тонкостенный металл. Если в царапине на стекле или металле при этом остается красный след, это признак того, что, скорее всего, камень не имеет природного происхождения.

Кристаллы природного происхождения являются плохими теплопроводниками. Если взять камень, некоторые рекомендуют положить его на веко и подержать небольшое количество времени, он не должен быстро нагреться. Если в течение пары минут камень стал теплым, скорее всего, это синтетика либо окрашенный корунд или совершенно иной камень.

Также действенным способом будет положить камень в емкость с водой. Настоящий камень должен отсвечивать в воде красным мерцанием.

Не стоит покупать украшения, в которых не предусмотрен осмотр с внутренней стороны. Это старая уловка недобросовестных ювелиров, и от такой покупки лучше сразу отказаться.

Хоть этот способ и сомнителен, но о нем стоит упомянуть. Считается, что если оставить камень в стакане с домашним коровьим молоком, то в скором времени молоко приобретет розовый оттенок. В таком случае камень принято считать настоящим. Но данному способу доверять не следует.

Метод 2. Получите консультацию у ювелира

Почему стоит обратиться к специалистам? Потому что даже, если камень прошел все домашние тесты на отлично, это не означает, что он соответствует своей стоимости. Камень попросту может быть реконструированным. Реконструированные природные камни – это настоящие обломки, сплавленные друг с другом.

Оценка мастера – это гарантия подлинности. А если отправить камень на экспертизу в Пробирную палату, организацию гарантирующую продажу подлинных и качественных камней в стране, то в подлинности можно не сомневаться.

Метод 3. Исследование камня с помощью лупы

Для данного исследования лучше подойдет 10-кратная лупа или микроскоп.

На что следует обратить внимание при осмотре:

  • грани и огранка. Они должны быть четкими и ровными. Если грани округлые, скорее всего, камень поддельный;
  • просветить камень под лупой. Рассматривая свечение под лупой, должны быть легко заметны глубинные переливы и глянец. Если камень звездочный, то и переливы должны иметь звездную форму. Стоит помнить, что не просвечивающаяся сторона должна оставаться мутной или матовой;
  • если исследуются осколки, то в сечении должны проглядываться прямые ровные пласты. В поддельных камнях они абсолютно хаотичны или кривые.

Причины, по которым прибегают к облагораживанию камней:

  • Цена. Природные драгоценные камни без дефектов достаточно редки, их стоимость очень высока. Изготовление ювелирных изделий на заказ с облагороженными камнями дает возможность получить очень красивое украшение по приемлемой цене.
  • Эстетические характеристики. Облагораживание значительно улучшает внешний вид камня.
  • Спрос. Если бы в ювелирных украшениях использовались только не облагороженные камни, они были бы практически недоступны. Авторская работа в Москве с использованием облагороженных камней – это эксклюзивные украшения, которые доступны широкому кругу потребителей.

Термическая обработка

Этот способ известен еще со времен Древнего Египта. Мастера изготавливали ювелирные украшения с прогретыми карнеолами.

Высокая температура оказывает следующее действие:

  • Повышение прозрачности.
  • Изменение цвета.
  • Иризация.
  • Образование рисунка из трещин.
  • Обесцвечивание
  • Получение эффекта астеризма.

Обесцвечивание минералов происходит вследствие вытеснения центров окраски из их кристаллической решетки, а изменение цвета – замещения ионами титана, железа, магния или других веществ исходных ионов.

Что Значит-облагороженный Камень????

С помощью температурных воздействий возможно получить:

— изменение цвета;

— улучшение окраски (в т.ч. обесцвечивание);

— частичное повышение прозрачности;

— образование эффектов иризации или астеризма;

— образование на поверхности минералов трещин, создающих особый рисунок — «кракле».

Изменение цвета чаще всего происходит при замещении в кристаллической решетке исходных ионов на ионы железа, титана, магния и др., которые являются центрами окраски. При обесцвечивании происходит обратный процесс — центры окраски вытесняются, и минерал становится бесцветным.

Например, в природе встречаются аметисты, имеющие цвет от насыщенного фиолетового до слабо-голубого, почти бесцветного. Слабоокрашенные аметисты практически не находят применения, однако с помощью температурных воздействий можно получить ювелирные вставки с высокими потребительскими свойствами.

При нагреве от 400 до 500 °С камни приобретают насыщенную желтую окраску, характерную для цитринов. При нагреве до 500-575 °С камень приобретает оранжевую или краснооранжевую окраску, не характерную для природных аметистов, что существенно повышает эстетические свойства и, соответственно, цену камня. Такую разновидность прокаленного аметиста называют «мадейра-цитрином» или «мадейра-топазом». Некоторые аметисты (например, из месторождений США, Бразилии и Замбии) при нагревании до температур порядка 400-450 °С меняют окраску не на желтую, а на зеленую, характерную для празеолита. Интересен и другой прием. Если нагревать аметист только с одной стороны (температуры порядка 350-400 °С), то при его охлаждении камень приобретет зональную окраску: с одной стороны сохранит естественную фиолетовую, с другой (нагретой) — станет желтым. Такие камни получили название «аметринов». Если ли же аметист нагреть до температуры выше 600 °С, можно получить камень молочно-белого цвета, по внешнему виду сильно напоминающий неблагородный опал. Кроме того, достаточно часто у таких камней может наблюдаться эффект переливчатости со слабым голубоватым свечением, тогда такой камень может служить имитацией лунного камня.

Термическую обработку используют не только для аметистов. Так, неяркие бледно-зеленые бериллы в ходе нагрева (при использовании температур в диапазоне от 400 до 700 °С) приобретают небесно-голубую аквамариновую окраску.

Хромсодержащие коричневые и красно-коричневые топазы из Бразилии при нагревании до температуры 500 °С сначала обесцвечиваются, а затем при медленном охлаждении приобретают красивый розовый цвет (розовые топазы крайне редко встречаются в природе). Такой же эффект можно получить для некоторых топазов из месторождений России, США и Японии. К сожалению, красивая насыщенно-розовая окраска топазов, полученная таким способом, нестойка, под действием солнечных лучей она выгорает.

Коричневые цирконы после нагревания до тысячи градусов на воздухе приобретают золотисто-коричневую, реже -красную окраску; если же их нагреть в камере, свободной от кислорода, — голубую.

Термическая обработка также широко применяется для улучшения уже имеющегося цвета, усиления или ослабления тона или интенсивности окраски. Так, сапфиры и рубины, содержащие избыток железа, которое снижает оптические характеристики самоцветов, после нагревания (при 700 °С) приобретают более привлекательный внешний вид, становясь более «чистоокрашенными» и прозрачными. Темноокрашенные (так называемые «чернильные») сапфиры из Австралии при нагревании до температур порядка 1500 °С в среде, насыщенной кислородом, частично обесцвечиваются и становятся ярко-синими, прозрачными. Также для обесцвечивания и получения более красивой изумрудной окраски используется термическая обработка темно-зеленых и темно-сине-зеленых турмалинов.

Обесцвечивание широко применяется для цирконов. Дело в том, что циркон считается лучшей природной имитацией бриллианта, но бесцветные прозрачные цирконы в природе встречаются крайне редко (в настоящий момент не известно ни одного промышленно разрабатываемого месторождения), поэтому для имитации бриллиантов бесцветные прозрачные цирконы изготавливаются методом нагрева желтых и коричневых до температур 850-950 °С.

Кроме того, термическая обработка может использоваться для повышения показателя чистоты. Например, нагревание корундов до температур 1600-1900 °С с последующим быстрым охлаждением в специальных средах способствует исчезновению характерных облакообразных включений рутила. Однако, нагрев до 1300 °С и последующее медленное охлаждение при регулируемых температурах способствует перекристаллизации рутила в форму иглоподобных кристаллов и возникновению эффекта астеризма. При термической обработке цирконов из Шри-Ланки иногда случайным образом возникает эффект «кошачьего глаза».

Термическое облагораживание применяется практически всегда для янтаря. При медленном нагревании в янтаре завариваются поры и пузырьки, что ведет к значительному повышению прозрачности. Кроме того, на поверхности янтаря при этом часто наблюдается возникновение более темной медовокоричневой окраски.

Создание на поверхности минералов эффекта «кракле» в основном применяется для минералов кварцевой группы и наиболее распространена для горного хрусталя. Причем, этот рисунок из микротрещин может быть заполнен в дальнейшем какими-то красителями или же бесцветными синтетическими смолами, способными создавать в камне эффект иризации.

Таким образом, при определенном подборе условий термической обработки (температуры, времени и скорости нагрева, среды, в которой происходит процесс) могут быть улучшены потребительские характеристики минерала, а кроме того, из самоцветов одной разновидности могут быть получены более прозрачные камни различных, не характерных для данного вида ювелирных камней цветов, или с нехарактерными оптическими эффектами, а поэтому более ценные.

Диффузионная обработка

Этот вид облагораживания можно рассматривать как самостоятельный метод или как разновидность термической обработки. Сущность диффузионного метода заключается в том, что камни контактируют со специальными субстанциями, содержащими элементы, отвечающие за образование в минералах окраски (например, железо, титан, хром, марганец и др.). При нагревании эти элементы диффундируют в кристаллическую решетку минерала, образуя центры окраски и изменяя цвет минерала.

Считается, что метод был открыт в 1949 г. во время опытов с синтетическими корундами Вернейля, при попытках создать синтетические корунды с эффектом астеризма. Широкое коммерческое использование метода начинается в конце 70-х годов XX века с появлением на рынке в 1975 году первых диффузионно обработанных сапфиров с ярко-синей насыщенной окраской.

Диффузионная обработка слабоокрашенных корундов осуществляется при температурах 1750-1900 °С, при этом при диффузии в кристаллическую решетку ионов железа и титана получается насыщенная голубая или синяя окраска, при диффузии ионов хрома (в зависимости от их концентрации и свойств исходного минерала) можно получить красную, розовую или оранжевую окраску. В 2001 году на рынке в большом количестве появились ярко-оранжевые корунды, окраска которых была обусловлена ионами бериллия. Кроме бериллия стали также использовать ионы лития для получения «золотых» сапфиров.

НРНТ-обработка

Данный метод облагораживания был предложен производителями синтетических бриллиантов. Его суть в том, что при одновременном воздействии высоких давлений и высоких температур в течение нескольких минут, бриллианты способны изменять окраску. Первые образцы, облагороженные обработкой с помощью высоких давлений и высоких температур, впервые появились на рынке в 1996 году. Это были бриллианты, в дальнейшем известные под торговым названием «Nova». Изначально такие бриллианты имели выраженные желтые и коричневые оттенки (которые понижают группу цветности, а следовательно и стоимость бриллианта), но после воздействия в течение 3-х минут температур порядка 2 000-2 200 °С и давления 55-60 кБар, они изменяли окраску на зеленую и желто-зеленую. Немного изменяя условия обработки можно получать голубую и розовую окраски.

С 1999 года американская фирма General Electric Со использует данный метод для обесцвечивания бриллиантов низких групп цветности. Такие камни известны на рынке под названием «Ge Pol», поскольку фирма маркирует свои бриллианты, нанося на рундист с помощью лазера данную надпись.

Метод высоких давлений и высоких температур может быть также использован для получения черной окраски бриллиантов.

Облучение

То, что с помощью воздействия на минералы волновых источников энергии можно изменить их цвет, известно с начала XIX века, однако коммерческое значение этот метод облагораживания получает только во второй половине XX века, главным образом, для получения бриллиантов фантазийных цветов.

Первые опыты по созданию методик облагораживания с помощью различного вида излучений проводились в США. При облучении бесцветных бриллиантов -частицами получалась насыщенная зеленая окраска (подобная окраске верделита), которая с помощью дальнейшей температурной обработки (537 °С) могла быть превращена в золотисто-желтую. В это же время осуществлялись попытки воздействовать на бриллианты нейтронным излучением, при этом получая светло-зеленую окраску, которая при последующем нагреве бриллианта до температур порядка 800 °С становилась золотисто-коричневой. С помощью воздействия электронами получали светло-голубые и светло-зеленые бриллианты; -облучение окрашивает камни в зелено-голубой цвет.

В настоящее время облагораживание бриллиантов методом облучения проводят в ядерных реакторах. Исходным материалом служат камни низких групп цветности. При обработке желтоватых алмазов радиоактивным облучением могут быть получены более ценные бриллианты с голубым оттенком. Реакция бесцветных алмазов на радиоактивное облучение может быть очень разнообразной, что обусловлено технологическими условиями обработки. Так, облучение электронами позволяет получать зеленые, голубые и зеленовато-синие камни. При воздействиях нейтронами — бриллианты зеленого цвета, которые после дальнейшего высокотемпературного воздействия становятся розовыми, пурпурно-красными, коричневыми или оранжевыми. С помощью нейтронного облучения можно также получать черные бриллианты. Радиоактивность в кристаллах алмаза возникает при обработке электронами, нейтронами и -частицами.

Невзрачные, почти бесцветные или бесцветные образцы топазов под действием радиоактивного облучения превращаются в насыщенно-голубые, желтые, желто-коричневые, оранжевые, розовые или зеленые. Для топазов применение находят -облучение, а также облучение электронами и нейтронами. Первые два способа позволяют получать светло-голубые камни. При воздействии нейтронами получают зеленовато-голубую окраску, которая при последующем отжиге становится насыщенной ярко-синей. Торговое название таких топазов «Лондонская лазурь» (London Blue). При комбинированной обработке нейтронами и электронами одновременно также получают насыщенный синий цвет, немного более светлый по тону, чем при нейтронной обработке. Данные камни известны на рынке под названием «Швейцарская лазурь» (Swiss Blue). Реализация топазов, прошедших облагораживание с применением нейтронного облучения, во многих странах ограничена, так как такие камни после обработки становятся радиоактивными.

Для облагораживания турмалинов применяется -облучение. С помощью такого воздействия усиливают окраску розовых и желтых минералов, а темно-зеленым камням можно придать пурпурную или насыщенную персиковую окраску.

Этот же вид облучения может использоваться для кварцев. С помощью -облучения бесцветные или слабоокрашенные кварцы приобретают насыщенную темно-коричневую окраску раухтопазов. В процессе дальнейшей термической обработки при температурах от 140 до 280 °С кварцы приобретают насыщенный зеленовато-желтый цвет. На рынке эти камни известны под торговым названием «лимонные цитрины». Бесцветные железосодержащие кварцы (которые, правда, в природе встречаются не часто) с помощью данного вида облучения приобретают аметистовую окраску.

Для облагораживания кварцев также может использоваться ультрафиолетовое воздействие. Так, при воздействии ультрафиолетового излучения слабоокрашенные грязновато-серые или грязно-зеленоватые слои агатов вследствие окисления и дегидратации гидроксидо

Воздействие температуры на различные минералы

Аметисты. Слабоокрашенные камни встречаются в природе довольно часто, но в ювелирных украшениях практически не используются, так как смотрятся непрезентабельно. Под воздействием определенной температуры такие минералы приобретают желтый, красный или оранжевый цвет. Некоторые камни при нагреве становятся зелеными. Также для аметистов используется нагрев минерала с одной стороны, под воздействием которого камни приобретают оригинальную зональную окраску.

Бериллы. В процесс облагораживания бледно-зеленые камни приобретают небесно-голубой цвет.

Топазы. Камни коричневых тонов сначала обесцвечиваются при нагреве, а после остывания становятся розовыми. Недостатком таких камней является выгорание цвета на солнце.

Цирконы. Таким минералам можно придать голубой, красный и золотисто-коричневый цвет.

Янтарь. Медленный нагрев позволяет заварить пузырьки и поры внутри камня, и соответственно сделать его более прозрачным.

Термическое воздействие позволяет сделать естественный цвет камня более ярким, ослабить тон и обесцветить камень.

Аметист Бериллы Топазы Цирконы
Янтарь

Оценка натуральных рубинов

Геммологическая оценка природного рубина производится на основании оценки основных качественных критериев:

  • Масса (выраженная в каратах), определённая взвешиванием или расчётным способом;
  • Цвет, определенный в соответствии с утвержденными эталонами для огранённого рубина или образцами цвета международной комиссии по освещению (МКО). Цвет рубина для целей геммологической оценки определяется в интервале от оранжевато-красного до красного с сильным пурпурным оттенком;
  • Чистота (в соответствии с утверждёнными факторами чистоты рубина) определяется невооружённым глазом, с возможностью использования арбитражного средства просмотра – лупы-триплета с увеличением 10-крат;
  • Огранка (с учётом фактора формы), характеризуемая комплексно на основании оценок пропорций, симметрии и полировки. Как дополнительный фактор оценки огранки рубина используется параметр степени внутреннего отражения (СВО).

К дополнительным критериям оценки относятся:

  • Подбор – степень соответствия камней в изделии друг другу. Имеет значение для нескольких или большого количества крупных камней;
  • Оптические феномены – в рубинах это эффект астеризма и «кошачьего глаза». В случае их наличия оценивается степень проявленности и совершенства;
  • Узорчатые текстурные эффекты – в рубинах это рисунок «трапиче». В случае его наличия оцениваются декоративные качества;
  • Наличие достоверной информации о регионе добычи камня. Актуально для камней из Бирмы (район Могок), Танзании, США (штат Монтана).

Свойства

Рубин — один из видов красного корунда. Цвет варьируется от розового до бордового. Зависит от объема примесей. Самыми дорогими являются изделия, имеющие сиреневый оттенок. Рубин — это камень высшей категории, состав схож с химическими элементами сапфира. Минерал очень прочный, прочнее него только алмаз.

Камень прозрачный и блестящий. Он очень красиво выглядит. Такими характерными особенностями не обладают другие драгоценные камни, кроме алмаза. Благодаря характеристикам рубин может стоить дороже бриллианта, идентичного по размеру.

Физико-химические свойства

В составе рубина атомы хрома, которые, в зависимости от количества, придают яркость оттенку.

Физические характеристики:

  • твердость. Тверже рубина только алмаз;
  • красивый блеск;
  • плотность составляет 4 грамма на кубический см.

Лечебные

Рубин помогает излечиться от многих заболеваний:

  • патологии позвоночника;
  • проблемы с суставами;
  • нарушения работы почек;
  • болезни желчного пузыря;
  • заболевания печени;
  • патологии мочевого пузыря;
  • нарушения дыхательной системы.

Минерал способствует восстановлению кровообращения. Облегчает самочувствие при повышении температуры тела, восстанавливает сон. Для лечения камень следует положить на больной орган. Чтобы нормализовать сон, его следует положить под подушку.

Камни с покрытиями

Камни с покрытиями — довольно частое явление среди массовых украшений. Например, в последнее время стали популярными так называемые мистик топазы с довольно яркой многоцветной окраской, которая на самом деле является результатом особого покрытия (coating). Покрытия некоторых камней типа «мистик», «титановое» покрытие – поверхностное, т.е. представляет собой тонкий слой вещества на поверхности граней. Плёнки могут наносить на разные виды камней. Они не могут быть переогранены с сохранением эффекта пленки. Носить украшения с такими камнями надо с осторожностью: при регулярных механических воздействиях царапины на покрытии необратимы.

На фото: микрофотографии розовых бриллиантов с покрытием в отраженном свете при 80× и 100-кратном увеличении. Источник: GIA

Заполнение трещин, пор в драгоценных камнях

Заполнение трещин, пор — распространенный способ улучшения степени чистоты и повышения привлекательности многих драгоценных камней. Для некоторых разновидностей минералов пропитка считается общеприменимой практикой. Подобные камни требуют особого ухода, чтобы сохранить красоту камня надолго. При правильном обращении камень может прослужить вам долгие годы.

Самый яркий пример — изумруды, ведь 90% ограненных камней в мире пропитаны различными веществами для того, чтобы сделать трещины менее видимыми, самый распространенный заполнитель — масло. Поэтому необходимо избегать нагрева, из-за которого масло становится менее вязким и может начать вытекать из трещин, воздействия химических веществ, типа жидких моющих средств, ультразвукового воздействия (УЗ чистка).

На видео: изумруд трапиче

Если трещины заполнены свинцовым стеклом, например рубины glass filled, следует избегать агрессивных химических сред, кислот и щелочей, которые могут вступить в реакцию с заполнителем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]